Несколько дней назад прозвучала новость, от которой закипело все христианское сообщество. Папа римский Франциск выступил с призывом к толерантности в отношении однополых союзов. Новость сама по себе ошеломляющая, особенно в контексте его замечания: “Я приглашаю вас строить не стены, а мосты, побеждать зло добром, обиды прощением и жить в мире друг с другом”. Хотя слова понтифика звучат сладко, но этот призыв скорее к переправе в ад, чем в рай. Можно было бы просто помолиться за прозрение Франциска, но оно вытягивает, как за ниточку, гораздо большую картину происходящего. Фактически, лидер крупнейшего и старейшего христианского вероисповедания открыто восстал против Слова Божьего. Отступничеству есть много примеров на протяжении столетий, но открыто противостоять Писанию “помазаннику”, ведущему за собой более миллиарда христиан, – это событие явно исторически значимое.
Ускоряющийся темп отступничества свидетельствует о сезоне последних времен, в котором мы находимся. В 2003 году предшественник Франциска, папа Иоанн Павел II, призывал исключить «всякую несправедливую дискриминацию» лиц, имеющих гомосексуальную направленность, но твердо стоял на Слове Божьем, подчеркивая тот факт, что юридическое признание гомосексуальных союзов противоречит Божьим принципам брака и семьи. Сегодня католическая церковь готова поставить свою печать на богопротивные “достижения” СМИ и государства.
Процесс смены ценностей почти всегда одинаков. Он происходит в три этапа. Сначала идет формирование общественного мнения с помощью науки и культуры. Никакого давления, полная толерантность, выбирай то, что тебе по душе, но не мешай и другим выбирать себе по вкусу. Романтике однополых отношений потребовалось всего пару поколений, чтобы утвердиться в кино и литературе. И столько же времени потребовалось, чтобы научно обосновать человеческое право на свободный выбор пола. Таким образом, буквально за несколько десятилетий в сознание людей была вставлена очередная разновидность человеческой “природы”.
Когда общественное принятие состоялось, его следует закрепить законодательно, правильно? И на протяжении последнего десятилетия в одних только США штат за штатом легализовал однополые браки. В итоге, в 2015 году признание состоялось уже на федеральном уровне. С тех пор прошло всего несколько лет, и начался третий этап – “санктификация” возникшего закона. В ряде церквей лидеры стали открыто провозглашать свою однополую ориентацию. И вот, знаковое событие: грех не только принят в обществе и узаконен государством, но и практически санктифицирован религиозным лидером, ведущим за собой более половины христиан во всем мире.
На этом примере можно наблюдать динамику происходящего. Действия Вавилонской блудницы идут с явным ускорением. И все более откровенным вызовом для каждого из нас. Легализация и “санктификация” греха будет нарастать и во многих других областях. Книга Откровение говорит о том, что в последние времена будут в расцвете воровство и убийство, чародейство и разврат (см. Откр. 9:21). Каждая новая разновидность этих грехов будет проходить последовательные стадии принятия, узаконивания и санктифицирования за все более короткое время. (Примеров много… Сейчас в Калифорнии в законодательные органы вносится предложение считать неподсудным сексуальные отношения с несовершеннолетними детьми, если они “по обоюдному согласию”. Комментарии излишни, так как это просто первый пробный запуск трехэтапной системы на следующую ступеньку разложения…) Поэтому, чтобы противостоять, надо делать выводы из уже имеющегося опыта на каждом из этих этапов.
Первый из них, принятие обществом, лучше всего описан таким термином, как “окна Овертона”. Этот инструмент формирования общественного мнения работает с тем фактом, что в данный момент времени в обществе есть “окно” допустимых понятий. Общественностью одобряется некий диапазон мнений, среди которых есть допустимые отклонения влево и вправо. Дальше двигаться нельзя, табу. Следовательно, на краях “окна мнений” присутствуют левые и правые радикалы, а в центре – стандартно мыслящие граждане. Особенность “окна Овертона” – в его подвижности. В отличие от обычного окна, пробитого в стене, окно Овертона можно сдвигать, усиливая пропагандой ценности, соответствующие крайним взглядам. Если окно, то есть допустимая область мнений, поедет вправо, то скоро правые экстремисты перестанут быть экстремистами, а станут считаться просто людьми с нормальными взглядами. Зато бывших в центре, стандартно мысливших, теперь можно будет обозвать левыми радикалами. И наоборот.
Этот механизм вовсю используется в политике как инструмент формирования общественного мнения. Допустим, нам надо перейти от бесплатного образования к платному. “Окно Овертона” в данный момент показывает общественное мнение, твердо ориентированное на бесплатный вариант. Включается трехэтапная система для смещения окна в нужную сторону. На первом этапе, вводится альтернативное образование за деньги с дополнительными возможностями. Выбирай то, что тебе нравится. Хуже и бесплатно, или лучше, но за деньги. Потом постепенно убирается количество бесплатных предложений и вовсю расхваливаются платные варианты. Очень скоро выбор людей, которым нужно качественное образование, будет делаться систематически в сторону платного варианта. Когда этих “правых экстремистов” стало большинство, первый этап закончен. Можно переходить ко второму – узаконить мнение большинства. Если нравится, можно проголосовать. И последний этап – это “санктификация”. То есть нужны “духовное” обоснование и виза религиозных авторитетов на решении государства. После этого, “окно Овертона” будет твердо прибито к вере в платное образование. Таким образом, то, что раньше казалось совершенно неприемлемым, становится нормой.
Первые два этапа отражают эгоистические интересы тех, кто формировал и утверждал общественное мнение. Непорядочные деятели науки и искусства, пропагандисты и социологи получают признание своих “прогрессивных воззрений”. Государственные люди пожинают плоды популизма в виде дальнейшей поддержки “благодарных граждан”. Это все человеческое. Но третий этап – это уже развал всех перил ограждения. Ведь церковь предназначена быть “столпом и основанием истины”! Если она визирует насаждение ценностей не из царства Божьего, то она перестает служить тем маяком, на который ориентируются в тяжелых условиях при потере видимости. А человечество сейчас движется именно в этих условиях.
Поэтому, закономерен вопрос о том, как реагировать на происходящее. Что следует предпринимать тому миллиарду христиан, у которых окно сместили так, что теперь в нем открываются явно антибиблейские виды? Ответ однозначен: прежде всего вернуть свое собственное окно на то место, куда его врезал Иисус. Каждый из нас – это храм Божий. И каждый храм построен единственным Архитектором по индивидуальному дизайну. Однако, окна в любом из них всегда должны открываться только на пейзажи Божьей истины. Любой человек может ошибиться (Пр. 20:9, 1Ин. 1:8), но Слово Божье безошибочно (Пс. 11:7). И, если папа римский считает нужным визировать супружеские союзы однополых граждан, то Слово Божье говорит, не стесняясь, что это – мерзость (Лев. 18:22, 20:13, Римл. 1:24-27, 1 Кор. 6:9-10).
Следующий закономерный вопрос должен быть адресован конфликту мнений. Папа римский отклоняется от истин Писания. В будущем будут и другие ситуации, в которых религиозный лидер может прямо или косвенно уйти от отвеса Слова Божьего. Для правильной ориентации Бог дал Своим детям не не только прямые указания, но и высший статус свидетелей, назвав нас “царственным священством” (1 Петр. 2:9, Откр. 1:6, 5:10). Многие любят повторять эти слова, поскольку они приятно щекочут наше самолюбие. Ведь любой из нас не просто верующий, а царь и священник! Круто! А ведь за этим крутым фасадом стоит определение пророка Малахии: “уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа” (Мал. 2:7). То есть, каждый “царственный священник” должен ведать и возвещать истину. От него этого ждут.
Это действительно крутые стихи. Бог заготовил на последние времена армию “царственного священства”, которая будет возвещать истину и хранить ведение (независимо от политических течений или отклонений в религиозном лидерском составе). Для таких людей даже есть соответствующий термин: “полевой священник”. По определению, капеллан или “полевой священник”, отвечает за моральное состояние военнослужащих, воспитывая и утверждая их личность как служитель Божий. Именно эту функцию Бог и делегирует нам во время духовной войны. Особенно в эти времена. Вокруг нас есть люди, которые ближе к нам, чем к папе римскому. И от нас зависит ведение, которого они ждут. Даже, если они внешне склонны больше уважать мнение папы римского.
Подвижность “окон Овертона” может быть использована не только в злую сторону, но и в добрую. Например, любое пробуждение возвращает смещенные ценности на место. То, что казалось левым экстремизмом и религиозным фанатизмом, становится обратно нормой.
Для этого не требуется даже массовость. Один человек, если он действительно “царственный священник”, обладает властью Божьего свидетеля. Куда бы не “ездили” окна у окружающих, какие бы решение не принимали государственные люди вопреки слову Божьему, царственный священник призван поступать так, как это делал пророк Даниил: “Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того” (Дан 6:10). Он хранил ведение, и ему было что сказать окружающим. Оставаясь в одиночестве среди людей, но в общении с царством Божьим. Да будет и с нами также. Бог сказал через Даниила, что в последние времена “люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих,…И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда” (Дан. 11:32-33, 12:3).