УПРАВЛЕНИЕ ОТДЫХОМ

Продолжаем тему предыдущего поста о выходе к морю Божьего присутствия. Наверное, многим знакомо ощущение глубокой усталости, когда ты знаешь, что нуждаешься не просто в физическом отдыхе, а в восстановлении. Должно произойти восстановление душевных сил, настроения и “куража”, чтобы можно было радостно действовать дальше. Очевидно, что место, где их можно восстановить, – это и есть конечная точка пути. Нырнуть в море Божьего присутствия – это и есть решение проблемы. Только вот сил на это нет. И куража тоже. В этот момент в “кустарнике проблем”, буйно разросшимся на пути к морю, появляются старые враги. Но в новой “униформе”. Это все те же два противника: соблазн и обескураживание. Соблазн простых и немедленно доступных удовольствий и, наоборот, обескураживающая трудность доступа к “морю”. Но соблазн удовольствий выступает теперь в виде приглашения к “заслуженному отдыху”. Ты же устал? Значит, пора расслабиться! Пора сделать перерыв для отдыха и чего-то приятного. Отвлечься, расслабиться, абстрагироваться от проблем. Второй противник – трудность доступа к морю – выступает теперь в виде логически не размыкаемого круга, упомянутого выше: чтобы получить новый заряд силы, надо добраться до моря, а на это нет ни сил, ни куража. 

Это очень интересный отрезок пути, на котором, к сожалению, мы часто проигрываем. Основная ловушка, в которую мы попадаем, – это неправильная смесь двух совершенно разных вещей: отдыха и развлечений. Шаблон поведения всегда один и тот же: “Я устал, и мне нужен отдых”. Казалось бы, что может быть проще? Разве не сказал апостол Павел: “братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его”? (Еф. 6:10). И не это ли обещал другой пророк, когда сказал: “Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся”?(Ис. 40:30-31). Вывод напрашивается однозначный: достаточно лишь попросить Господа, и Он даст новые силы и дополнительную энергию. 

Господь действительно дает, мы это знаем! И часто такой подход работает много дней, недель и месяцев. А бывает и много лет. Но в “школе Духа” бывают и другие моменты. Например, не редкость и такая ситуация, когда больше не удается взять “в лоб” новую порцию сил и куража. Об этом говорил Иисус, когда указал на различие резервов духа и плоти: “дух бодр, плоть же немощна” (Мк. 14:38). Той части нашей личности, которая рождена от Духа Святого, не представляет труда “воткнуться в розетку Духа Святого” и обновиться в силе. Минута, другая, и наш дух бодр, снова радуется, снова готов на новые свершения. Проблема – в плоти, которая не только не может постоянно за ним следовать, но часто и не хочет этого, так как исчерпала свои лимиты. Призыв “поступать по духу, чтобы не исполнять вожделений плоти” (Гал. 5:16) здесь не применим, так как речь идет не о вожделениях плоти, а об ее усталости, изнеможении, неадекватности тому, что хотел бы предпринимать дух. 

Мы читали в свое время интереснейшее свидетельство о пробуждении среди меннонитов, которое произошло не так уж давно, в середине двадцатого века. Дух Святой сошел на молодежное служение церкви в такой полноте присутствия, что водительство Им приняло необычайные формы. Большинство участников ощущали зависимость от Его водительства до такой степени, что не могли самостоятельно ничего делать (даже самые тривиальные будничные дела). Они ждали указаний Духа, чтобы поехать в магазин или забрать детей из школы. Ждали пророческого слова, чтобы молиться или поклоняться. Все это происходило не час и не два, а много дней подряд – на фоне ярких проявлений даров и сил Духа Святого в их группе. Реальность, о которой часто мечтают верующие. 

Однако итог этого переживания оказался еще более необычным. Они… устали. Устали до такой степени, что многие из них стали подспудно ждать момента, когда они вернутся к привычной жизни. Дух их парил на высоте небес, но плоть не могла этого больше выдерживать. Разумеется, эти дни жизни в среде огня Духа Святого изменили их навсегда. Но невольно они стали и свидетелями контраста между потенциалом духа и плоти.

 Многие верующие попадают в изнуряющие обстоятельства усталости, тревог и огорчений. В такой среде наглядно проявляется тот же парадокс несоответствия ресурсов духа и плоти. Вот типичный шаблон поведения: вы делаете все, что вам по силам, день за днем. Добрые дела, нужные дела. И в каждом дне есть свой ПЕРЕБОР. И следующее за ним чувство усталости. В какой-то момент времени, обычно в конце дня, вы ощущаете, что сил уже больше нет и нужно ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Если бы вы работали грузчиком или дровосеком, то проблему можно было бы решить, дав отдых уставшему телу. Но вы израсходовали ресурсы души, которые не восполняются едой или сном, ванной или массажем. Требуется восстановление именно ресурсов души. 

Вы наверняка помолитесь и дух ваш опять воспарит. Вы отдохнете физически, погрузившись дома в удобное кресло. Но ситуация останется по-прежнему неразрешенной. По очевидной причине: дух в порядке, бодр; тело отдохнуло, по крайней мере частично; а вот душа… С душой сложности. Она нуждается в восстановлении. Требуется восстановить энергию для того, чтобы хотеть опять думать о чем-то сложном, переживать чувствительные ситуации, напрягать волю для выбора и упорного следования за непростыми решениями. И тут лукавый заготовил “яму” для нас, – потому что очень часто мы не знаем, как можно восстановиться в этой ситуации.

Прежде, чем разбираться, стоит сказать, что мы не одиноки в этой ситуации. Судя по книге Псалмов, царь Давид не однажды сталкивался с подобной проблемой. В псалмах 41 и 42 он повторяет один и тот же разговор своих духа и души: “Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего”. Интересно, правда? Как дух говорит с душой. Писание показывает: мы не одиноки в этом состоянии, и дух по-прежнему главенствует.

А вот теперь, вопрос о войне, которая разгорается после подобного приказа нашей душе. Мы можем запретить ей унывать и жаловаться, но задача восполнения ее сил по-прежнему за нами. И тут нас ждут те самые два противника. Соблазн доступных удовольствий и неразмыкаемый круг проблем доступа к “морю Божьего присутствия”. Первый предлагает нам развлечься, а второй указывает на бессмысленность восстановления души другими способами. И, как ни странно, противники показывают реальную проблему. Хотя, конечно же, добавляют порцию обмана и ложного направления. 

Дело в том, что процесс восстановления души распадается на две части. Первая задача – вывести душу из состояния негатива и неадекватности. По-простому, – убрать источники усталости и огорчения, которые высасывали и продолжают обнулять ресурсы души. Когда это сделано, надо перейти ко второй части: заняться наполнением ее новыми, вдохновляющими мыслями, чувствами и желаниями. 

Обычно именно здесь и происходит перехват. Тело отдохнуло, дух обновился, наступило время для восстановления души. И тут наши противники предлагают простое и действенное решение. Надо развлечься. Почитать, послушать, посмотреть что-то интересное. Отключиться от проблем, получить удовольствие. Это предложение кажется нам действенным, так как адресуется к нашим реальным нуждам в этот момент. Нам легко согласиться с ним. Тем более, что к нашим услугам легкий и полный выбор “легитимных” развлечений. Можно вынуть телефон и почитать новости, погрузиться в соцсети, посмотреть легкое и необременительное кино или завалиться на диван с приключенческим романом. Возможностей не перечесть, где бы мы ни находились. И этот способ работает, так как он решает первую задачу: переключает нас в новую, пусть и виртуальную реальность, не имеющую той психологической нагрузки, которая изнуряла душу. Это территория “перехвата”. Он происходит в момент, когда отключение от нагрузки произошло, но остался запрос наполнения души. Осталась необходимость зарядки ее ресурса думать, чувствовать и желать. Здесь требуются Божьи мысли и чувства. Требуется напитать ими душу. Но если блокиратором выступала среда, не сцентрованная по Христу, то она, в принципе, не может напитать душу. Она может отключить нас от предыдущей нагрузки, но не может восполнить ресурс.

Точка перехвата имеет принципиальное значение. В этот момент сложно оторваться от виртуальной реальности, ведь она уже принесла облегчение и сняла нагрузку. И, потому, хочется продолжать. Еще почитать новости, еще попереписываться в сети, еще посмотреть кино или продолжить чтение романа. Нам кажется, что это мы сами так хотим. Но на самом деле, нам серьезно “помогают” в этот момент. Очень серьезно и очень незаметно. В отличие от нас, духи злобы хорошо видят происходящее и знают, что в этот момент мы находимся на развилке. И что мы в слабом состоянии. Воля уставшей души ослаблена. Кроме этого, мы уже получили облегчение и нам хочется продолжать в том же направлении. Рука непроизвольно тянется к смартфону, компьютеру, пульту телевизора и т.п. Здесь требуется знание происходящего и правильный выбор. В момент, когда хочется продолжать, надо помолиться. Безо всякой помпы и красивых слов. Просто обратиться к Иисусу с описанием ситуации. “Да, я устал. Мне надо было переключить внимание. Нужен был “привал” для души. Он, хоть и кратко, но сделан. Теперь пора восполнять ресурс. Направь меня в правильную сторону, Господь, укажи мне занятие, которое бы ободрило меня и восстановило энергию в моем разуме и сердце для полноценной жизни!”

Бог каждому дает ответ на подобную просьбу. Надо искать те “розетки” духовных мыслей, чувств и решений, в которые можно воткнуть свою подуставшую душу. Перестать смотреть “мыло” или читать бессмысленные комменты в сети, поискать новую духовную реальность, захватывающие сюжеты, оригинальные мысли из Божьего царства. Они начнут пропитывать душу и восполнять ее ресурс. Есть целый набор особенностей этого процесса. Здесь, мы перечислим только общие и главные, так как список у каждого свой.        

  1. Надо заранее готовить “розетки для втыкания”. В тот момент, когда они нужны больше всего, у нас меньше всего сил и желания заниматься поиском и критическим отбором. Несколько неудачных попыток – и мы откажемся продолжать. Поэтому, лучше искать и сохранять на своем “складе” заранее те вдохновляющие материалы, к которым будет легко обратиться впоследствии. У каждого набор будет разный. Нина называет это своим “арсеналом” для вдохновения. Она делает библейские курсы, подбирает книги и музыку, которые вдохновляют ее. Мне помогает чтение духовной литературы или своего собственного молитвенного дневника. Такое чтение сразу переводит в реальность отношений с живым Богом. Так или иначе, будьте готовы заранее.
  1. Надо быть начеку в тот момент, когда впереди “развилка”. Тогда, когда вы уже отключились от нагрузки и требуется восстановление ресурсов. Помните, что воля – это ресурс, который расходуется на любое, самое незначительное решение, в любой ситуации выбора. Мы его расходуем в течение дня не только на решения, но и на противостояние огорчениям, обидам и трудностям. В каждой подобной ситуации мы расходуем часть волевого ресурса для того, чтобы поступать правильно. Поэтому, например, нам легче принимать волевые решения в начале дня, чем в его конце. Тем, не менее, то, что осталось от ресурса воли, должно быть мобилизовано, чтобы двинуться в правильную сторону. Это – секунды, но они определяют дорогу. 
  1. Надо знать, безо всяких сомнений, что в этот момент идет духовная война. Достаточно нестандартная. “Мастер удовольствий” знает свое дело. Я давно окрестил его для себя прозвищем “Тапер”. Тапером в 20-м веке называли пианиста, который играл в кинотеатрах, сопровождая немое кино. Кино шло долго и тапер, игравший несколько сеансов подряд, уставал. Его меняли, и следующий заступал на работу. Поскольку о качестве фоновой  музыки никто особо не переживал, то тапера можно было сменить прямо посреди сеанса. Делалось это так: к играющему пианисту подсаживался на ту же скамейку другой музыкант и начинал играть с ним в четыре руки. Он просто играл на октаву выше или ниже ту же мелодию. Тогда первый прекращал играть и уходил, а фоновая музыка для зрителей, не заметивших смены пианиста, продолжала звучать. 

В нашем случае, “тапер” подсаживается к нашей душе в то время, когда она слушает  мелодию отдыха от психологической нагрузки. Но потом, перехватив игру, он будет развивать тему развлечений во вредном для нас направлении.

  1. Надо знать своего противника. Он атакует в тот момент, когда мы находимся в слабом, уставшем состоянии. Эту подлую черту нашего врага Господь указал для Своих воинов, когда говорил об Амалике: “Помни, как поступил с тобою Амалик на пути: …как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога” (Втор. 25:17-19). В момент нашей слабости “тапер” применяет наиболее действенные искушения, зная наши индивидуальные наклонности. 

Сегодня с помощью ИИ происходят нужные маркетологам настройки нашего профиля в сети, и мы получаем пачку медиа контента, который отвечает нашим вкусам и желаниям. Не просто отказаться от него, когда ты уже в него погрузился.   

  1. Опирайтесь на Писание для помощи в духовной войне. Мы часто слышим клише о том, что “победа Иисусом уже одержана – наше дело только войти в нее!”. Абсолютно верное высказывание! Но клише помогает мало, а вот глубокое погружение в Божью истину по-настоящему вооружает и укрепляет внутреннего человека. Победа для этой ситуации описана в любимом Псалме 26. Это военный псалом и, как таковой, он применим во время духовного противостояния во время восстановления души. Однако, это отдельная тема. (Если кто-то будет двигаться в этом направлении, будем рады пообщаться.)
  1. Особенное внимание для христианских служителей. Если у человека, работающего продавцом, душа “разрядилась” за день от наплыва недовольных покупателей, то уход в Слово и молитву, возможность обратиться к Господу за поддержкой в восстановлении души, будут сами по себе сменой реальности. Однако, если душа разрядилась от активного служения в духовной области, то приходится искать смену не самой реальности, а области, в которой подвизаешься. А это может быть гораздо сложнее. И искушение уйти целиком от той реальности, из которой пришла усталость, может быть сильным и, разумеется, неправильным.   
  1. Одна из компонент лжи нашего противника – это указание на то, что нам не дают расслабиться и развлечься после “трудов праведных”. Это ложь. Бог не против отдыха и развлечений. Он – “за”. Апостол Павел инструктировал  Тимофея в том, чтобы верующие “уповали на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения” (1 Тим. 6:17). Но отдыхать и развлекаться надо уметь. Уметь делать это в нужное время и в нужном месте. Бог дал нам духа “силы, любви и благоразумия” (2 Тим. 1:7, НРП), и потому надо учиться входить в развлечение и выходить из него. 

Итак, отдых и восстановление души – это духовно управляемый процесс. В нем должны быть пройдены последовательно этапы:

  • Отключение от нагрузки
  • Молитвы переключения
  • Восполнение ресурса из правильных, заранее заготовленных источников

Призыв к этому – на страницах Писания. Возможно, что и Клайв Льюис, говоря о море удовольствий присутствия Божьего, был вдохновлен этими стихами: “Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком”. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду” (Ис. 55:1-3)