В течение многих столетий эта небольшая по объему книга вызывала много противоречивых толкований. Помимо буквальной трактовки книги (празднование брачной любви между царем Соломоном и его невестой) и истолкования ее в контексте супружеских взаимоотношений в целом, существуют духовные трактовки. Многие иудейские учителя еще за долгие годы до рождения Иисуса называли «Песню Песней» книгой Причастия, отдавая первенство духовному толкованию: отношениям между Богом и Израилем. Мы будем говорить об отношениях между Христом и Его невестой (индивидуальным верующим).
Автор и дата написания. Само название книги («Песня Песней Соломона») говорит об авторстве. Соломон написал 1005 песен (см. 3 Цар. 4:32), и эта песня является самой лучшей – песня песен. Предположительная дата написания книги: около 950 г. до Р.Х.
«Песня песней» имеет особое значение для молитвенных домов. Через ряд откровений Бог показал, что эта книга и ее послание – вернуть первую заповедь на первое место в Теле Христовом – станет главным фокусом служения. Этот «мандат» дома молитвы соответствует посланию Предтечи в целом (Ис. 62:3-7).
Многие думают, что мужчинам гораздо легче увидеть себя «сынами Божьими», чем женщинам, а тем, в свою очередь, гораздо легче увидеть себя «невестами». Но эти понятия превосходят физические различия пола. Положение невесты (жены) – это привилегированное место особенной близости к сердцу любимого. В Библии имеется множество примеров, когда мужи Божьи возвысились до этого уровня интимных отношений с Господом. Среди них – царь Давид и апостол Иоанн.
Основные действующие лица книги: царь Соломон (образ Иисуса, Царя Царей); Суламита (образ Невесты Христа. Она представлена как юная девушка в процессе созревания, для того чтобы стать женой Царя); дочери Иерусалимские (образ искренних, но духовно незрелых верующих); стражи (образ лидеров, имеющих духовную власть).
Уникальность этой книги – в необычной концентрации откровений Иисуса Христа:
1). Откровение о страстной любви Иисуса и Его наслаждении Своими людьми;
2). Откровение красоты Иисуса, особенно как Бога-Жениха;
3). Откровение красоты индивидуального верующего в глазах Иисуса (даже в наших слабостях);
4). Откровение необходимости возрастать в любви и зрелых взаимоотношениях с Иисусом.