Приходилось ли вам задремать или просто “улететь мыслями” во время проповеди или речи общественного лидера? Безотносительно к тому, что он говорил? Думаю, это случалось с большинством из нас. Одна из причин – это безличностный контекст. Вроде бы все сказанное хорошо и правильно, но адресовано всем подряд. Обращение “к народу”, так сказать. Иногда сопротивление безличностному контексту возникает даже тогда, когда читаешь обещания Божьи, адресованные “ко всем”, “всякому”. Хорошие проповедники обычно стараются помочь в этом. Как, например, со стихом Ин. 3:16, когда они напоминают, что смысл слов Христа “чтобы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную” означает, что если бы ты один остался на земле, то ради тебя одного Он бы все равно пошел на крест. “Поэтому, подставь вместо слова “всякий” свое имя и услышь Ин. 3:16 в личностном исполнении”. И это звучит уже гораздо более убедительно.
В желании личных, особенных отношений можно подняться на следующую ступеньку. Наилучшая позиция на этой лестнице – это признание самого себя “любимчиком”. “Фаворитом”. Апостол Иоанн так и сделал. Вы, возможно, также, как и мы, обратили внимание еще при первом прочтении Библии, что не кто-то другой, а сам Иоанн часто называет себя “любимым учеником Христа”.
Слова, обращенные к любимчику, мы ощущаем полной противоположностью “обращения в народ”. И справедливо. Фаворитизм предполагает особенное внимание и отношение, выделяющее тебя из числа всех остальных. И такое отношение всегда радует сердце.
Проблема, однако, в том, что любимчиков обычно ненавидят. Втихую. Так как остаются под властью лидера, выбравшего не тебя, а другого. Убедительный пример такого отношения – это ненависть братьев к Иосифу. Этот момент в Писании описан так: “Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно” (Быт. 37:3-4).
Отца, в общем-то, можно понять. Иосиф – это сын от любимой и долго не рожавшей жены. Он – “сын старости”. То есть он родился тогда, когда уже есть опыт воспитания, когда остальные дети уже стали взрослыми. Когда, наконец, не надо вкалывать в три смены, чтобы создавать фундамент благосостояния семейства. В это время, одно любимое чадо, – чем не подарок? Есть время, и есть средства лелеять его по-настоящему… Все правильно. За исключением мнения братьев. Их строй мыслей полностью противоречит отцовскому. “Этому – цветные халаты, а нам торчать в полях с овцами в любую погоду. Ему – разговоры с любящим папой, а нам горбатить на дворе, как бесплатная рабочая сила”. Не удивительно, что о дружелюбии и речи не было. Последующие события были логическим продолжением “братской ненависти”.
Наше счастье, что Бог – не человек. Если человек избирает любимчика, то он дает ему лучшую часть своего времени, внимания и остальных ресурсов. Но время человеческое ограничено, равно, как и ресурсы. Чтобы провести с любимчиком вдвое больше времени, надо этот лишний час отобрать у кого-то другого. Чтобы избавить его от работы и просто получить удовольствие от общения со своим любимчиком, надо переложить этот кусок работы на кого-то из остальных. Поэтому, причиной ненависти к фавориту всегда служит несправедливость в распределении обязанностей и ценных ресурсов. В незаслуженном назначении: “одним – вершки, а другим – корешки”.
К счастью, Бог – тот Отец, который не имеет ограничений ни во времени, ни в ресурсах. Он способен всех освободить от работ и, при этом, не обрушить своего хозяйства. Способен всем дать двойную порцию, не отнимая части ни у кого из окружающих. Это и есть причина, по которой обращения Господа со словом “ВСЯКИЙ” адресованы не “толпе народа”, а семье любимчиков. (Как пример: мы можем считать любимчиком Моисея. Ведь с ним, в отличие от всех остальных, Бог говорил “лицом к лицу”. Однако, в случае надобности, Бог вполне мог говорить и с другим пророком, не прерывая своей беседы с Моисеем). Количество любимчиков не ограничено с Божьей стороны. У Него неограниченный ресурс на все.
А вот с нашей стороны, картина другая. В миру нет надежных методов, чтобы стать избранным из всего народа. Понравился ты лидеру и, может быть, он тебя выберет. А может быть, твои личные качества и вовсе не будут иметь к его выбору никакого отношения. Как, например, было в случае с Иосифом. Ему ведь исходно выпало родиться “ребенком старости” от любимой жены и потому стать любимчиком от рождения. Но в царстве Божьем у нас есть доступ в любимчики. Для жителей Царства действует принцип “взаимного фаворитизма”. Метод для “царских фаворитов” знал царь Давид, “человек по сердцу Божьему”. Он сам практиковал этот метод и передал в наследство сыну: “и ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его” (1Пар. 28:9). СТАТЬ ЛЮБИМЧИКОМ БОЖЬИМ МОЖНО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ТЫ ДЕЛАЕШЬ БОГА СВОИМ ЛЮБИМЧИКОМ! Это и есть смысл метода. “Искать Бога, как серебра и отыскивать, как сокровище”, чтобы найти Его, – говорил царь Давид. А когда нашел, задача в том, чтобы познавать Его и служить Ему от всего сердца и всей души. Тогда, ты попадаешь в число избранных. Это и есть метод “взаимного фаворитизма”.
Бог Сам побуждает нас пробиваться в любимчики! “Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему” (2 Пар. 16:9). Как уже было сказано, у Него неограниченный ресурс на прием любого числа любимчиков. Поэтому Иисус и пригласил нас добиваться этого статуса: “всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Лк 11:10).
Именно тот, кто ищет Его, как сокровище; кто предан Ему до смерти; кто ловит каждое Его слово и из любви жаждет выполнить каждую Его заповедь – именно этот человек начинает понимать, что это он – “любимый ученик”, что это он – “человек по сердцу Божьему”; что это он – “избранный сосуд”. Такой человек сможет слово “ВСЯКИЙ” перевести на свой глубоко личный язык и с уверенностью влюбленного провозгласить: “Я принадлежу Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой – мне… Я принадлежу Другу моему, и ко мне обращено желание Его” (см. Песн. 6:3; 7:11).
И последний бонус этого приглашения. В земной практике, фаворитизм отнимает у остальных. А в небесной – фаворитизм всем дает и благословляет. Просто посмотрите на звездную команду: Ной, Авраам, Иосиф, Моисей, Давид, Петр, Иоанн, Павел и т.д. (Не говоря уже о главном любимчике – Иисусе, “Сыне возлюбленном”). От каждого такого избранника волны благословения приходили и продолжают приходить на всех детей Божьих. Поэтому в Царстве исповедуется такой принцип: если избирается в любимчики один, то через него получают долю все. Добро пожаловать в звездную компанию!