ЖЕЛАНИЯ СЕРДЦА

На прошлых выходных посмотрели по рекомендации фильм “Ford против Ferrari”. Снято хорошо, и актеры неплохие. Но я не любитель автогонок и забыл бы этот фильм на следующий день. Однако на следующий день тема, которая всплыла в фильме, начала нарастать… Я понял, что Бог заинтересован в ней. Поэтому, пришлось в нее нырнуть.

 Для начала, суть вопроса. Сюжет фильма закручен вокруг жизни механика-автогонщика, который живет гонками. Это не просто отличный профессионал с необыкновенной интуицией в обеих областях. Это человек, который переживает сверхъестественную реальность. Он описывает сыну свои переживания приблизительно так: “После преодоления максимальной скорости, ты перестаешь ощущать машину. Все уходит, исчезает и остаешься только ты в этом великолепном мире”. Пройдя ряд труднейших испытаний, совершив невозможное и добившись успеха, он снова повторяет свое кредо за минуту до гибели во время очередных испытаний гоночной машины. Послание четко показывает противопоставление обывательской жизни и жизни полета в сказочном мире небывалых виражей. Если и оборвалась она не вовремя, то стоило жить. Вместо того, чтобы волочить лямку, выводя в люди своего ребенка, и копя деньги на старость. 

Цепляет именно эта экранизированная овация вдохновенной жизни в сказочной реальности, где проявляются все великие качества героизма и выносливости, интуиции и творчества. По сравнению с этим восторгом не особенно важно выходило: проживет герой так два года или двадцать два. Главное, чтобы жить именно такой жизнью. 

Думая об этом, я знал, что мне показали ловко “передернутые” карты. Но где и в чем? Ответ пришел довольно быстро со словом “идол”. Идол? Раньше, когда я слышал слова “идол” или “идолопоклонство”, я невольно представлял себе картинку из детства: древнего каменного истукана в виде обезьяноподобной тетки, стоявшей у входа в местный археологический музей. Ничего общего с интересами современного человека. Затем мое любопытство пробудил апостол Павел, когда сообщил, что каменные истуканы сами по себе ничего не представляют. Но вот бесы, которые за ними прячутся, это уже дело серьезное! Для того и задуманы истуканы. Из его указаний следовало, что сознательно или нет, но человек поклонялся бесу, а не идолу, которого сам же и вытесал (1 Кор. 10:19-21).

Этот взгляд достоин внимания. Нам как-то льстит думать, что за многие поколения человечество сильно развилось. Что наш интеллект существенно превосходит интеллект людей, живших за тысячелетия до нас. Я далеко не уверен, что это так. Стоит почитать древнегреческую или древнеримскую литературу; поинтересоваться достижениями индийской или египетской, или китайской древней культуры, чтобы легко сделать обратный вывод. Да, у них были примитивные технологии, но судя по гуманитарным наукам, культуре и философии – с интеллектом у них было все в порядке. Значит, Бог навряд ли бы предполагал такую ограниченность, чтобы человек поклонялся обычному куску дерева или камня. Просто из страха. Бог показывает, что есть гораздо больший соблазн, прячущийся за идолом. Истукан – это что-то вроде обменного пункта. Ты ему – жертву, а он тебе – доступ к чему-то сверхъестественному. Этим можно объяснить то, почему запрет на поклонение “чурбаку из дерева” стал второй заповедью. Заповедью, вырезанной пальцем Божьим вслед за указанием не иметь других богов. Идолы были проводниками в мир иных богов и творимой ими “божественной” реальности. 

Найти на поверхности вдохновенной жизни автогонщика хвост лукавого мне не удавалось. И тут Бог реально подсказал. Вслед за словом “идол”, Он продолжил: “идол – это дверь в сказку”. (Я знал, что это подсказка от Бога. В моем случае, обычно происходит так. Когда Бог подсказывает, мысль приходит очень короткая, но, как ключ, открывает целый портал.) Дверь в сказку. Вот оно! Вот где будет видны все: и Бог, и враг, и человек.

Цепочка стала раскручиваться. Герой сюжета не просто поклонялся каменному истукану. Или, если угодно, гоночным автомобилям. Что, впрочем, одно и тоже… (с теологической точки зрения, конечно, да простят меня любители-автомобилисты). Да, он отдавал гонкам все силы, всю душу, все сердце, все свои таланты и способности. Но он их отдавал потому, что этот идол позволял ему хоть на короткие мгновения достигать сверхъестественной реальности. Испытывать восторг неподвластного нашим законам другого, сказочного мира. Трудно сказать, где проходила неуловимая граница между необыкновенными ощущениями сверхскоростей и тем моментом, где они переходили в плод его воображения. Граница пропадала, когда он реально входил в гоночный транс и даже тогда, когда он мчался в своем воображении. 

Вывод стал ясен: лукавый создал для него фальшивую дверь в сказочный мир, якобы неподвластный человеческим ограничениям, стереотипам, да и самой гравитации. Еще немного улучшить машину, еще немного добавить скорости, и можно получить еще более сильную гамму сказочных ощущений. Вариант наркотика… И печальный, но неизбежный итог: похоронный звук удара о фальшивую дверь.

Идол – это фальшивая дверь в сказку. И, как таковой, он создается абсолютно в любом месте, из любого подарка Господа Бога. Наука? Запросто. Сколько ученых жили ради науки, всем жертвовали, все преодолевали, – для того, чтобы заглянуть за порог тайны мироздания? Многие из них описывали этот восторг открытия, ради которого только и стоит жить. Литература? Искусство? Здесь примеров тоже немеряно. Писатели, которые входят в сказочный мир, как только берут в руки перо. Музыканты, которые погружаются в океан звуков, забывая о реальности. Художники, пишущие картины в состоянии экстаза. Актеры, которые переходят из одного вымышленного сюжета в другой, проживая по многу жизней. Поэтому мир творчества так манит и восхищает нас. Дверь в сказку.

А принцип один и тот же. Подарок, собранный Богом из желаний сердца, талантов и способностей, – крадется врагом и декорируется под дверь в нечто большее и лучшее. Звучит приглашение еще раз достичь этого восторга, сдвигая в сторону все остальное. Идол требователен, и платить за надежду надо по полной. Но сделано всегда мастерски, “под тебя”. “Попробуй, ведь еще совсем немного, и ты будешь, как Бог! Будешь  двигаться, как Бог, будешь чувствовать, как Бог! Будет перед твоим лицом тоже полнота радости и в руке твоей полнота удовольствия!” Напоминает сакраментальный диалог в Эдемском саду…

Идол действительно может быть создан в любом месте. Если не тянет к науке и искусству, то можно с тем же успехом создать фальшивую дверь в романтику отношений. Или даже в семейные радости. Это все – подарки Божьи, но из них так просто сделать несбыточную надежду на большее и лучшее. С неминуемым итогом разочарования, а то и полного крушения. 

Когда Отец создавал нас во чреве матери и вплетал в нашу индивидуальность наклонности и желания, Он знал, что приготовленные Им подарки постараются украсть, извратить и использовать нам во вред. Как Он сказал: “Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и разрушить” (Ин. 10:10). Значит, в доступе есть и контрмеры. Как совместить страсть к своему делу с тем, чтобы оно не превращалось в идола?

Любое сильное увлечение становится идолом, когда оно приводит нас к двери в ложную сказку. И потому, прежде всего, давайте определимся со сказкой. Есть только одна реальность, в которой исполняются все мечты, добро побеждает любое зло, и все разрушенное восстанавливается. Это реальность царства Иисуса. Она круче сказки. Оттого в этом Царстве есть полнота радости и туда, в единственно существующую  реальность блаженства, указывает Слово: “Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15:11). За пределами этого царства существует только царство смертной тени и скрежета зубов (хотя это и незаметно для невооруженного взгляда). Но, если поселить в сердце человека надежду на то, что добившись совершенства в занятиях с подарками Божьими (талантами, способностями, желаниями), можно войти в сказочную реальность, то он направит все свои усилия к тому, чтобы достичь ее. Чтобы вырваться из царства теней. Стоит только дать ему маленький задаток. Дать взглянуть туда одним глазком. Сатана – мастер на такие приглашения. 

 Еще раз, не обязательно дело касается науки и искусства. Страсть зарабатывать деньги и развивать свое дело – тоже из этого числа. Помню собственные ощущения, когда будучи аспирантами на заре 90-х, мы заработали первые несколько тысяч рублей. Ощущения были точно, как у того гонщика: мы вошли в другую реальность с другими возможностями. И она вызывала желание вкалывать по три смены, чтобы добиться максимума из того, что в ней возможно. Но ведь этого же достигает и наркоман, только обычно с меньшими усилиями и худшим социальным статусом. Он тоже переносится в сказочную реальность, вколов себе очередную порцию, правильно?

Иисус, когда говорил о подобных вещах, нарисовал интересную картину. Он сказал, что единственная сказочная реальность, Его царство, подобна “овечьему двору”, куда пастух ведет овец, знающих Его голос. И вход в этот овечий двор только через Него. Он – дверь. Если же кто-то перелезет через забор, чтобы добраться до овец, то он – вор. Тот самый, который приходит украсть и убить. “Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот – вор и разбойник;…Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет” (Ин. 10:1,9).

Этот воровской маневр происходит каждый раз, когда лукавому удается перелезть через забор в наше сердце и соблазнить нас очередным идолом, очередной лже-дверью в его лже-царство радости и блаженства. Именно он ждет за этой дверью того, кто поставил себе смыслом жизни войти в сказочную реальность победителя гонок, обладателя миллиарда или номинанта нобелевской премии. 

Иисус, как всегда, дал и решение вопроса. Как совместить страсть к своему делу с тем, чтобы оно не превращалось в идола? Каков путь к тому, чтобы можно было действовать со всем посвящением и быть героем, победителем в своей профессии, в отношениях, в творчестве? Вот путь: “…кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет” (Ин. 10:9). Не пробегайте мимо известной фразы. Вчитайтесь в эти слова! Здесь точная инструкция. Не может быть найдена пажить без того, чтобы не войти в “овчий двор” через единственную дверь, туда ведущую. И не выйти через нее же обратно в область своего увлечения. Сначала надо увидеть и побыть на этом “овчем дворе”, в сказочной реальности Пастыря. Привыкнуть к этой жизни (Пс. 22) и познакомиться поближе с Самим Пастухом. И лишь потом можно (через Него же) безопасно выйти в ту область жизни в мире, которая больше всего радует твое сердце. Попасть на пажить, которая и есть подарок от пастуха. Того, Кто вырастил ее для тебя и привел тебя к ней.

Мы можем найти реальную сказку через Христа и в науке, и в искусстве, и в семье, и в отношениях. Мы обязательно найдем ее, побывав на овчем дворе: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы” (Рим. 1:20). И, найденная через Христа, она никогда не приведет нас в состояние обокраденного и погубленного человека. Он сказал так о наших желаниях: “Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего” (Пс 36:4). Подарок Иисуса никогда не превратится в идола, если Даритель будет значить для нас гораздо больше, чем его подарок. Все дела наши будут в Его славу и в нашу радость.