20 000 ДНЕЙ

Сценарии качественных фильмов переписываются много раз. До ста раз и больше. И это, не считая тысяч изменений, которые вносятся уже по ходу дела. Трудно себе это представить! Даже если у вас небольшой опыт писательства, вы, наверное, помните свое раздражение, когда приходилось переписывать или восстанавливать по памяти пропавшее в интернете письмо. 

Работа сценариста интересна тем, что он создает идеальный, на его взгляд, сюжет. Но его работа на этом не заканчивается: он постоянно адаптирует сюжет к реальной обстановке на съемочной площадке. Приходится учитывать и ограниченные технические возможности, и потенциал актеров и неожиданные сюрпризы по ходу дела. Поэтому, в конце работы появляется реальная версия некогда “идеального” сюжета. Как сказал Джордж Лукас, режиссер блокбастеров серии “Звездные войны”: “Сценарий – это то, о чем вы мечтаете, как об идеале. Фильм – это то, что из него получается в итоге”.

К чему я веду? Всё это имеет реальный аналог с жизнью человека молитвы. “Идеальный сюжет” – это то, как вы представляете себе предстоящий день. Вечерняя молитва накануне и утренняя перед его началом – это “написание сюжета” вашего дня. Чтобы лучше увидеть параллель, представьте себе, что вам предложили поработать на поприще сценариста с великолепным бонусом: вы пишете текст, и это происходит потом в реальной жизни. Написав сюжет фильма, вы можете потом участвовать в его осуществлении, внося поправки в сюжет по ходу дела. А когда вы приходите для подписания контракта на киностудию, вам дают еще один бонус: при желании вы можете и сами поучаствовать в сюжете. Ваша радость возрастает, так как есть возможность написать роль “под себя”.  А когда все состоялось, можете добавить комментарии. Что-то вроде послесловия. После этого, ваш исходный сценарий вместе с реально отснятым видео файлом ставят на полку в библиотеке. И дают награду. На мой взгляд, предложение заманчивое. Наверное, и вы бы согласились. Начинается работа, и скоро на полках в библиотеке киностудии появляются папки с вашими сценариями и видеофайлами результатов. 

В этой параллели – “видео файлы” на полках в “библиотеке” – это наши реально прожитые дни, а “директор киностудии” – Иисус. К этому надо добавить, что наш контракт с Ним – долгосрочный. Моисей сказал, что жизни нашей “лет 70-80” (Пс. 89:10-12). Часть этого времени обычно уходит на мало осмысленные дела. Но где-то лет пятьдесят нам таки дано. Что в среднем составляет около 20 000 дней. Это потенциал 20000 сюжетов. И, в любом случае, написан был сценарий или нет, хорош он был или плох, но на полки будут поставлены 20000 профессионально отснятых файлов реальных событий вашей жизни. Постарайтесь представить себе эту библиотеку на двадцать тысяч томов: зрелище достаточно грандиозное!

Библия говорит об этой истинной реальности так: “боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его»” (Мал. 3:16). А о степени детальности сюжета и всех реальных сцен говорит царь Давид: “У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?” (Пс. 55:9). То есть записаны не только внешние события, но и все наши переживания! Они, может быть, невидимы для окружающих, но они все сохранены в библиотеке нашей жизни перед Господом: “Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей” (1 Пар. 28:9). Попробуйте только представить себе значимость этих фактов. 

Давайте подумаем, как нам применить это на практике. 

Прежде всего, надо задать вопрос о том, как молитвенно написать “идеальный сценарий” следующего дня. Необходимость выделять для этого время не стоит и обсуждать. Просто представьте себе, что произойдет, если режиссер скажет съемочной труппе: “Ребята, сценарий пропал, снимаем все, что Бог на душу положит!” Как думаете, что получится и действительно ли на душу положит нужное именно Бог? Ответ очевиден. 

А вот как написать такой “сценарий”? Хочу поделиться рекомендациями мастеров. Есть целая категория сценаристов-гуру, которая учит желающих эффективным приемам. Некоторые части их профессиональных навыков привлекли мое внимание. Их можно использовать и в молитвенной практике, если перефразировать их контрольные вопросы при составлении сценария. Вот, что получилось в результате:

ВОПРОС 1. “Является ли герой действительным героем, а злодей – настоящим злодеем?” “Является ли конфликт между героем и злодеем действительно впечатляющим и мощным?” 

Вопросы эти интересны для верующего. Ведь первая задача каждого дня – это не план и не выполненные дела, а его герои. 

Всегда есть ты сам, Господь и те, кто тебе помогают. 
Всегда есть цель, которую тебе будут стараться помешать достичь. 
Всегда идет духовная война.

Поэтому обычный день – это не просто “еще один день”. Это война и интрига, в которой цель – достичь успеха. Определить союзников и противников нужно непременно. День не может быть серым. Он важен! В нем – целая жизнь с приключениями и сражениями, каким бы пресным он не казался вне молитвы. Надо постараться молитвенно увидеть это большое в малом. Как сказал Петр Первый в романе А. Толстого: “Замахивайся на большее, а по малому – только кулак отшибешь”.

ВОПРОС 2. Каковы основные мотивы поведения различных ведущих персонажей?” 

Когда ты намечаешь план завтрашнего дня (если ты вообще это делаешь), то задай себе вопрос: почему ты собираешься делать то, что собираешься делать? Ответ “потому, что надо” говорит о лямке необходимости, а не о поджиге к действию. Должен быть сильный мотив делать то, что надо. Если надо следить за тем, как ребенок делает уроки, то для чего? Для его хороших отметок? Нет, ведь по-крупному происходит вложение вашего времени в его личность, и это должно быть великой целью. Если надо убирать или мыть посуду, то для чего? Кого обрадовать? Чего достичь? И так далее. Для этой цели хороша молитва из Еф. 1:16-18 – о призвании и величии Его могущества в нас. Каждое наше дело является отражением нашего призвания, если его правильно понимать. 

ВОПРОС 3. Является ли любовная линия в вашем сценарии уникальной? Связана ли она с идентичностью персонажей?” 

И эти вопросы, думаю, подойдут. Попробуйте связать вот эти два стиха из Послания к Колоссянам: “Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства… И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа” (Кол. 3:14; 23). Вывод очевиден. Если делать что-то, то надо увидеть, в чем проявляется наша любовная линия с Господом в этом деле. Такие вопросы обычно не задаются, а зря. Они полностью меняют перспективу, если их задать и отыскать ответ. Тогда любое дело становится любовным приключением, а не работой. 

(Добавлю в тему: часто мой муж, выполнив какую-то просьбу по хозяйству, улыбаясь, говорит: “Сто сарацинов я убил во славу ей!”)).   

ВОПРОС 4. “Прочтите первое предложение на первой странице сценария. Достаточно ли оно интересно, чтобы заставить вас продолжить чтение далее? Прочтите всю первую страницу. Достаточно ли она интересна, чтобы заставить вас перевернуть страницу?” 

Это вопросы о том, как начнется завтра ваш день. Будет ли в нем достаточно интересного, чтобы захватить ваше внимание и вызвать желание продолжать? С чего вы начнете? С того, чтобы пообщаться с Тем, для Кого вы собираетесь прожить этот день? Или со списка сложных и утомительных дел? Начало определяет очень многое. Оно должно быть радостным. Например, начать можно так: “А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью” (Ис. 65:18). Попросите Бога раскрыть для вас этот стих и получить нужное настроение для дальнейшего.

 ВОПРОС 5. Какова лучшая и наиболее запоминающаяся ваша сцена? А какая сцена наихудшая? Вырежьте ее. Когда текущая сцена удалена или исправлена, найдите следующую худшую сцену и поработайте над ней. Делайте это до тех пор, пока ваш рассказ не станет настолько емким, что удаление каких-либо сцен окажется невозможным”. 

Это любопытный прием, если думать молитвенно о завтрашнем дне. Что вас больше всего будет огорчать? Что кажется самым неприятным? Найдя это событие, надо постараться либо изменить его, сделав желательным, либо найти способ его избежать. И так следует работать с каждым неприятным моментом. Конечная цель – это составить план так, чтобы предстоящие дела и события в нем радовали даже тогда, когда они тяжелы и неизбежны. Все зависит от Божьего угла зрения и цели, ради которой они делаются. Писание говорит: “…полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15:11). То есть, Бог, Который постоянно творит сложные и тяжелые дела, всегда испытывает полноту радости. Очевидно, что и в наших делах с Ним Он тоже это делает. Надо это увидеть.

Мы начали с того, что для многих удачных фильмов сценарий переписывали многократно. Для многих наших дней вечерняя молитва видения завтрашних событий и утверждение их в утренней молитве может также дать замечательные результаты. Можно предполагать, что Сам Иисус немало времени проводил в вечерней и утренней молитве, так как Он говорил об Отце: “…каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся” (Ис. 50:4). И еще: “Я…ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой…” (Ин. 8:20). То есть, Иисус действовал по точному “сценарию”, составленному с участием Главного Режиссера, нашего Отца. Если мы находимся в согласии с Его волей (как делал Иисус), то наши молитвы будут отвечены (1 Ин. 5:14-15). И реальные события дня будут не хуже, а лучше того, что мы задумали. В итоге, наша вечная “библиотека” пополнится еще одним томом на вечные времена. 

Это, наверное, будет одним из интереснейших занятий в будущем: сидеть у ног Иисуса и смотреть “лучшие фильмы, основанные на реальных событиях”. Из жизни реальных христиан. Из нашей жизни. И у нас будет вся вечность, чтобы пересматривать лучшие сцены. Благослови нас Господь ставить только высококачественные тома на свои “полки”.

“Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое” (Пс. 89:12).