ПЕРЕВЕРНУТЬ ВИЛКУ

Помните анекдот про раввина, к которому приходит молодой человек за советом о том, стоит ли ему жениться? Раввин отвечает парню: “Как бы ты ни поступил, ты об этом пожалеешь”. Это забавное описание ситуации, известной в современной практике переговоров как “проигрыш – проигрыш” или “вилка проигрышей”. Как бы человек ни поступил, он проиграет. Достаточно наглядный пример такой ситуации – нынешняя пандемия. Если не изолировать людей в карантин, то повышается заражаемость населения. Если изолировать, то в значительной степени будет парализована экономика, и население будет страдать уже от финансовых проблем. Для любого представителя власти – это ситуация “проигрыш – проигрыш”.

 Однако, не только представители власти попадают в вилку проигрышей. Мы все можем оказаться в ней. Такие ситуации обычно приводят нас к изнурительным размышлениям и молитвам. Обдумывание выглядит приблизительно так: “Если я пойду этим путем, то я потеряю вот эти преимущества, средства, отношения и перспективы. С другой стороны, если я поступлю иначе, то потеряю уже другие преимущества, возможности и ценности”. Как быть? Еще больше усложняет задачу тот факт, что часто сумма проигрыша в том и другом случае сопоставима. Ответа нет. И, натурально, человек обращается к Господу, по совету апостола Иакова: ”Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему” (Иак. 1:5). Иаков советует просить с верой, “ни мало не сомневаясь”. Приходилось вам просить Господа в такой ситуации? Можете припомнить услышанное в ответ?

В одной из таких ситуаций Бог ответил неожиданно для меня. Он изменил направление молитвы. Я просил мудрости, чтобы выбраться из вилки проигрышей. Я ждал, но никакой дополнительной мудрости, увы, не поступало. По-прежнему передо мной было сумма логических аргументов примерно равной значимости. И, вот, Бог, наконец, ответил. Вопросом на вопрос. “Почему, приходя ко Мне, ты ищешь мудрости, заранее настроившись на получение совета о том, как минимизировать ущерб? Почему ты хочешь быть мудрым проигравшим? Разве это то, как Я вижу тебя?” 

Мне тогда показалось, что я сразу все понял. Я подумал, что Бог советует мне сопоставлять не ущерб в разных вариантах моего поведения, а, наоборот, с благодарением сопоставлять то ценное, что есть. Что ж, мысль хорошая, хотя и не новая. Лучше видеть “полные полстакана”, чем пустые. Основа поведения любого оптимиста. 

Но Бог не снимал вопроса и я понял, что надо продолжать молиться. Он, как всегда, помог мне, направив через Писание. На этот раз, – к опыту апостола Павла. Обращаясь к Филиппийцам, Павел рассказал о своей дилемме: “…и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.  И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии” (Фил. 1:20-26). 

То, что он описывает здесь – это классическая ситуация “выигрыш – выигрыш”, или “вилка выигрышей”. Как бы он ни поступил, он выигрывал. Но принципиальным было то, что он в обоих случаях выигрывал не столько для себя, сколько для Царства! Если вчитаться в то, что он описал, то в этой истории есть три бенефициара: Иисус, Павел и Филиппийцы. 

  • Иисус – гарантированный получатель выигрыша, как бы дело ни повернулось. 
  • Сам Павел отдает себе отчет в том, что с позиции духовного эгоизма высшего класса, – нет ничего лучше, чем быть со Христом. Но велик и соблазн подождать с этим, а пока вырастить получше плод дела, порученного ему Христом. 
  • И третий возможный получатель выигрыша: Филиппийцы. Но вот они могут проиграть, если Павел отправится прямо сейчас ко Христу. И Павел легко принимает верное решение – остаться с ними. 

Апостолу Павлу не потребовалась долгое время для выбора. “И я верно (наверняка, уверенно) знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере”. Сверхъестественная мудрость от Господа была в том, чтобы увидеть выбор, который принесет наибольшую пользу и радость Христу и Его царству. И увидеть это было не сложно для Павла. 

Его молитва была ответом и для меня, хотя и не ожидаемым. Хочется ведь услышать ответ на свои проблемы, а не указание на то, что проблемы совсем другие и решение для них другое. Но я все равно обрадовался. Не только по причине все-таки полученного решения и его легкости. Но потому, что, когда Иисус вынимает “вилку проигрышей” из твоей руки и вставляет туда “вилку выигрышей”, – ты выходишь из комнаты грузящих человеческих проблем и заходишь в комнату сверхъестественного Божьего присутствия. Его дел, Его приоритетов, Его силы и мудрости. Бог приглашает тебя с “вилкой выигрышей” к Своему столу и вдобавок дает елей мудрости Духа Святого, о которой говорил Иаков. “Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена” (Пс. 22:5).

Вывод был сделан. В ситуации сравнения проигрышей – надо перевернуть видение проблемы. От расчетов потерь в земной ситуации – к расчету возможных приобретений для Иисуса и Его царства. Это уже мудрость. А если ее не хватит, то, как справедливо сказал Иаков, можно и попросить с верой. Причем с верой железной, ведь в этом случае ты просишь прямо по воле Божьей и из любящего сердца. И Он ответит. Несомненно ответит, так как обещал: “наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам” (Лк. 12:31) .