Обычно все недоразумения происходят в “серой зоне”. Там, где отличить черное от белого, правду от лжи – особенно непросто. Вроде бы есть “факты”. С другой стороны, есть “другие факты”, которые тоже кажутся правдивыми. Человек, в этом случае, попадает в ситуацию Понтия Пилата с его сакраментальным вопросом: “Что есть истина?” (см. Ин. 18:38). А действительно, что, собственно, есть истина? Теоретически, мы с вами знаем, что ответ находится в предыдущем стихе: Ин. 18:38. Мы знаем, что Иисус есть Истина. Но что же делать с нашими “фактами”?
Есть три вида “правды”, из которых только одна – истина. Есть МОЯ ПРАВДА” (факты). Есть БОЖЬЯ ИСТИНА (Его стандарты и Его перспектива). Есть ЛОЖЬ САТАНЫ (которая любит маскироваться под “объективность”). Сама по себе “моя правда”, как правило, субъективна и очень ненадежна. В детстве, например, соседская собака на даче могла показаться мне огромной и страшной. Когда я вырос, я увидел ту же собаку, понимая, что это дружелюбный пес среднего размера. Или, предположим, я обиделся на сотрудника, опираясь на факт, что этот человек оказался сплетником. Позже выяснилось, что это была ошибка, и сотрудник, наоборот, пытался помочь мне и многим другим. По сути, собака осталась той же и сотрудник остался тем же, но “моя правда” о них изменилась.
Проблемы начинаются, когда к “моей правде” добавляется “ложь сатаны”. Когда это происходит, искажаются факты и искажается мое восприятие их. Это может привести к серьезному “отравлению”, у которого, в свою очередь, могут быть тяжелейшие последствия. Народ Божий гибнет от недостатка ведения (см. Ос. 4:6). Когда же к “моей правде” добавляется “Божья истина”, она сильна “счистить” ложь и дать единственно правильную перспективу видения. Перспективу веры, надежды и любви. Перспективу радости.
Давайте проиллюстрируем это рассказом о стольнике. “Стольник” – это не 100 рублей, а древняя должность при царе. Так назывался тот, кто следил за тем, что подается на стол. Причем задача у стольника была двойная. Первая: оценить по достоинству качество приготовления и порекомендовать царю, если что-то особенно удалось. Вторая: защитить царя от возможной отравы в пище. Как видите, профессия была опасная и требовала высокой квалификации. Если царя собирались отравить, то делали это грамотно. Вываривали пищу в яде, добавляли специй или меда, в зависимости от блюда. Готовили так, чтобы человек мог съесть отраву, ничего не заподозрив.
Эта “профессия” очень нужна нам сегодня. Нам часто подают “отравленную пищу” на стол из “духовной кухни”. Происходит это так. Ты вдруг ловишь себя на ощущении того, что настроение скверное. Приходится делать усилие, чтобы оставаться в мажоре, но не получается. И, наконец, приходит вопрос: “В чем дело, собственно?” И тут начинается: “Это плохо… И то не годится… Не удалось сделать то, что хотел. Испортились отношения. Или вообще нет контакта с близкими людьми. Работа не радует. Здоровье стало совсем никудышным…” Причем всегда всплывают “объективные причины”; всегда появляется желание найти виноватого.
Это – признак “отравленного блюда”. Хороший “стольник” может определить его уже по запаху. Даже не пробуя. Запах отравы в блюде – это видение негатива и чувство раздражения. И вот здесь наступает принципиальный момент! Что будет происходить дальше? Как поступить? Самое плохое – это все же начать есть отравленное блюдо, видя, что ничего другого на столе нет. Чем больше будет принято отравы, тем тяжелее будет от нее избавиться. Следующее побуждение – избавиться от отравленного блюда, разбив тарелку и выбросив все ингредиенты. Что означает, например, разругаться вконец с “виновниками”. Оставить работу. Уехать. Но обычно это не помогает. Запах отравленного блюда будет преследовать нас, куда бы мы не отъехали. Он поднимается внутри нас.
Действующий рецепт заключается в том, чтобы осознать, что большинство ингредиентов в “отравленном блюде” были хорошими и полезными. Их принесли в “духовную кухню” в хорошем состоянии. Они нам по-прежнему нужны. Но злобный повар бросил их в отравленный соус. Нам нужно их отмыть и опустить в тот полезный соус, который только подчеркнет и усилит их исходный вкус. Поэтому, хороший стольник указывает злобному повару на дверь и приглашает достойного специалиста.
Дух Святой, приняв от нас факты, сваренные в отраве негатива, разбирает их и отмывает в нашей молитве по следующему рецепту: “Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла” (1 Фес. 5:21-22). Правильный ли это факт – в свете Божьей истины? Если правильный, хороший для дальнейшего употребления, то оставляем. Если факт – испорченный ложью и грехом продукт, – то выбрасываем. Затем смываем соус всякого рода зла. Зла в том, чтобы видеть факты в негативе; зла в том, чтобы искать виноватых; зла в том, чтобы жалеть себя несчастного, несправедливо обиженного и обокраденного. Соус острый и мыть надо тщательно. Но Бог говорит о Себе, что Он, как “щелок очищающий” (Мал. 3:2). Так что Он точно отмоет, если держать факты под струей Духа Святого.
А теперь, вторая часть рецепта хорошего стольника. Надо опустить правильные факты в полезный соус, который подчеркивает и усиливает их исходный вкус. Он варится из нескольких ингредиентов в молитве. Например, такие:
“Все дела наши Ты устрояешь для нас” (Ис. 26:12)
“Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам” (Пс. 15:5-6)
“Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро” (Быт. 50:20)
“Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение” (Иер. 31:3).
Опустите ваши факты в эти стихи и подержите их там в молитве, пока они не пропитаются каждым стихом. Если хотите, сварите свой собственный соус. Но результат будет похожим: вместо запаха отравы, вы начнете вдыхать аромат Божьей любви. Она знает обо всем. Она держит ваш жребий. Она способна обратить зло в добро. А, главное, она любит вас любовью вечною и простирает к вам свое благоволение! Немного времени пройдет и то, что казалось ужасным, начнет приобретать совсем другой вид. Вы обрадуетесь и восхититесь. Блюдо оказалось вкусным и полезным! В этот момент, хороший стольник уже может рекомендовать царю приготовленное заново блюдо. Мы приходим к Тому, кто “устроил все эти дела” и благодарим: “Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это” (Пс. 138:14). Приятного аппетита, братья и сестры!