Наверное, ничто другое не побуждает молиться с таким энтузиазмом, как болезни и драматические ситуации, которые приключаются с нами и нашими близкими. В таких ситуациях собственные проблемы донимают нас гораздо больше, чем проблемы глобальные. Удивительного, впрочем, в этом нет. Нам сказано: “Злостраждет ли кто из вас, пусть молится” (Иак. 5:13). Даже Сам Христос, когда был в таком состоянии, просил друзей молиться о Себе (Мк. 14:32-41). Мы читаем описание Его последней молитвы перед распятием и огорчаемся, что ученики, которых Он просил молиться, проспали весь этот час. Час, когда Иисусу было страшно, когда Он тосковал и ужасался. “Эх, да я бы…!”, – думаем мы. – “Я бы поддержал Господа в Его молитве в тот момент…”
Однако, попасть в прошлое невозможно. Мы хотим быть Его настоящими друзьями здесь и сейчас, где бы мы ни находились. Познавать Его мысли, чувства и желания в наше время. После Его распятия и воскресения. После того, как вся власть на земле и на небе передана Ему. Очень интересно партнерствовать и в молитве, и в делах с Царем царей, Первосвященником, с нашим Возлюбленным. Апостол Павел подсказал способ, как это сделать. Он сказал, что Иисус – это голова, а тело Его – Церковь, Его Невеста (Еф. 1:22-23; 5:25-30). Красивый образ. Но это не только образ. На самом деле, каждый раз, когда апостол говорит об особенностях этого факта, мы слышим великое откровение. Еще одну часть “тайны домостроительства”, которая была доверена ему для благовествования (Еф. 3:3-6). “Тайна сия велика” (Еф. 5:32).
Апостол Павел говорит это в своих посланиях практически КАЖДОЙ церкви. Судите сами. Он обращается к Ефесской церкви, говоря о дарах духовных и служениях, которые так важны для Церкви (Еф. 4:4-16). Но весь разговор идет в контексте откровения “голова-тело”: “Он же, Христос, есть Глава. Благодаря Ему сохраняет единство все Тело, части которого связаны тесными узами: каждый его орган исполняет свое предназначение, и все Тело растет и созидается любовью.(Еф. 4:15-16). То же самое апостол повторяет и Колоссянам: “… связаны с Главой, которая питает Тело и придает ему благодаря его связкам и суставам единство, чтобы это тело возрастало по замыслу Бога (Кол. 2:19).
Наверное, многие знают на память ту часть письма Павла к Коринфянам, где Павел описывает духовные дары, служения и действия даров (1 Кор. 12:4-11). Интересно, что сразу же после этого апостол говорит о применении их в жизни. А именно о том, что все эти дары даны исключительно для нормального, здорового состояния Тела Иисуса! (ст. 12-31). Апостол настаивает на необходимости знать свое место в Теле, заботиться друг о друге и приходить на помощь своими дарами. Когда Павел обращается к Римлянам, он еще больше расширяет список духовных даров и служений и опять призывает к правильным действиям каждого члена Тела (Римл. 12:3-8). Он говорит о степени и качестве действий каждого органа, настаивая на том, что именно такое действие и есть жертва, благоугодная Богу. Достаточно внушительный список назиданий на тему “голова-тело”, правда? Очевидно, что это, действительно, не красивый образ, а реальность живущего, дышащего и работающего Организма. Гораздо, гораздо более реального, чем наши плотские организмы.
Зная это, давайте вернемся к тому, с чего начали: к желанию действовать вместе с Иисусом, понимая Его мысли, чувства и желания. Первый вопрос, который стоит себе задавать в этом желании, невольно подсказал мой отец. Он всегда, когда звонит, спрашивает: “Ты здоров?” Я автоматически отвечаю: “Да, все в порядке”, – понимая, что он спрашивает о том, что, на его взгляд, важнее всего. Иногда мне кажется, что и Отец Небесный задает Своему Сыну этот вопрос. И мы тоже можем спросить Иисуса: “Как Ты Себя чувствуешь, Господь? С учетом того, что мы – Твое Тело, как Ты Себя чувствуешь?”
Что испытывает голова, когда начинает сбоить сердце и накатывает страх, что оно вот-вот остановится? Что испытывает голова, когда из неловких рук вырывается чашка и кипяток ошпаривает ноги? Что происходит, когда органы выходят из строя один за другим, а потом включаются аутоиммунные болезни, когда тело начинает убивать не вражеские вирусы, а собственные органы? Представьте себе, что думает Голова, когда видит, что многие органы ее Тела более-менее функционируют только в течение двух-трех часов по воскресеньям? Что она испытывает, когда в Теле перегорают нервы, и отдельные его члены теряют чувствительность?
Я не раз думал о том, почему Господь оставил Своим детям такую странную участь: стареть. Причем, не просто стареть. Не просто набирать возраст, но испытать то, что органы изнашиваются, одолевает немощь, иммунитет падает и возникают букеты болезней, с которыми надо бороться. Почему бы не наоборот? Как хорошо было бы посвященному сыну или дочери Божьей поработать во славу Божью свои 70-80 лет, как сказал Моисей, а затем отправиться в юношески крепком состоянии к своему Возлюбленному насовсем? И дело будет сделано и от ненужных огорчений мы будем избавлены.
Но апостол Павел не дал мне улучшить Божий дизайн для всего человечества. Вместо этого, он подарил свое откровение, сказав: “Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его” (Кол. 1:24-26). Апостол, прежде всего, опять говорит о тайне этого образа: “голова-тело”. И показывает часть этой тайны: “скорби Христовы за тело Его”. Павел не спрашивает Христа о том, здоров ли он. Но ему очевидна степень, в которой “здоровье” Иисуса зависит от нас самих. От того, как мы сочетаемся внутри Его тела и поддерживаем жизнеспособность друг друга. От того, как по нервам и сосудам тела переходит благодать от одной деноминации к другой. Или не переходит. От того, какова физиология отношений иудеев и язычников в одном теле Христа. Это части “тайны домостроительства”, вверенной Павлу. И потому, он делает все, что может, чтобы Тело Христа исцелялось. Делает на практике, когда “восполняет недостаток в плоти скорбей Христовых за Тело Его” и делает в молитве, “радуясь в страданиях его за нас”. Павел хорошо знает, что такое немощи и страдания, и скорби. И потому он хорошо знает Того, Кого любит. Павел способен сопереживать Его мыслям, чувствам и желаниям, как взрослая Невеста.
Многие верующие проходят через два тяжелых испытания: потерю эффективности в теле церкви и собственные немощи, страдания и скорби. Особенно это касается пожилых людей, которые как бы “ни на что особенно уже не годятся в церкви”. А при этом, их состояние становится все хуже. Если добавить к этому огорчение от несовершенства церкви, где они мало востребованы, то свет меркнет. Но в этот момент стоит вспомнить, что Иисусу нужны наши молитвы. Помните состояние, в которое учеников Христа сверхъестественно вогнал лукавый? “И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать” (Мк. 14:40). Христос нынче нуждается в наших молитвах ничуть не меньше, чем тогда. Скорее больше, так как тело Его выросло необыкновенно. Теперь Он – Голова, мы – Тело. И это не временно. Контекст “голова-тело” вечен и для Царя царей, и для Первосвященника, и, тем более, для Возлюбленного. Будем ли мы бодрствовать с Ним и молиться, когда Его Телу плохо?
Когда сам переживаешь немощи и скорби, начинаешь лучше понимать других, больше им сочувствовать. Но каково же понимать мысли, чувства и желания Христа, преодолевающего немощи и болезни своего Тела? Какой это сильнейший стимул, чтобы молиться с Ним и о Нем? Молиться о Церкви, когда видишь ее болезни и немощи, и радоваться со Христом, когда Его телу удается победить болезни и вернуться в радость и силу!
Я думаю, что в этом есть большой практический смысл. Этот вопрос стоит задавать Иисусу постоянно: “Как Ты себя чувствуешь, Господь?” Когда два человека “разбили горшки” в церкви и, будучи опытными людьми, решили обходить друг друга стороной, то стоит каждому из них спросить Иисуса: “Как Ты себя чувствуешь, Господь?” И, наоборот, если два верующих человека согласились искренне в чем-то, можно тоже поинтересоваться о том, что чувствует Иисус. Впрочем, в этом случае Он сам ответил на вопрос: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20). Голова уже там, где соединились в любви две части Его тела. И потому апостол Павел закончил разговор о своем откровении тела Христова так: “И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны” (Кол.3:15). Когда мы во Христе, мы чувствуем то, что происходит в Его теле и пытаемся помочь этому. Своими дарами, своей молитвой, своим присоединением к соседним клеткам. Если не чувствуем, то надо спросить: “Как Ты себя чувствуешь, Господь?”, тогда мы поймем, о чем и как молиться.
Верующих сейчас многое огорчает в церкви. Особенно, когда они лично не востребованы или сталкиваются с несправедливостью по отношению к себе. Но если мы будем видеть Церковь как тело Христа, то наше огорчение будет переходить в молитву сопереживания тому, кто болеет этими недугами. Иисус переживает это зло и несовершенство до такой степени, что иногда хотел бы избавиться от тех органов, которые Его мучают. Но Он делает все возможное для их исцеления, так как владеет полнотой тайны о том, что Его тело – это Его невеста. Если мы, хотя бы частично, видим и понимаем также, как Он, то будем молиться и тоже стараться сделать все, чтобы исцелить Его тело. Вместо того, чтобы впадать в уныние от “непоправимости” зла в церкви. Истинная Невеста встретит Иисуса “без пятна и порока”, “приготовив себя”. Следовательно, тело Христово будет полностью здоровым и мощным в Духе к Его приходу. Это есть наше основание для победоносной молитвы. Молясь таким образом, мы преодолеваем страдания на земле и приобщаемся к Его славе в вечности: “мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно” (2 Кор. 4:16-18).