ЗАПИСКИ ИЗ ШКОЛЫ МОЛИТВЫ АПОСТОЛА ПАВЛА

Апостольская молитва в Послании к Ефесянам (Еф. 1:16-19) по своей структуре напоминает, скорее, целую школу. В ней есть и методика, и применение. Она очень важна для каждого из нас! Поэтому, давайте сегодня откроем дверь в эту школу и зайдем туда. Первое, что мы там увидим, это плакат с надписью “ВНИМАНИЕ!”. Апостол обращается к “находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе” (Еф. 1:1), “услышав о вере которых во Христа и о любви ко всем святым, непрестанно благодарит за них Бога и молится о них” (Еф. 1:15-16). Представьте себе калибр этих братьев и сестер, которые так веруют и так любят друг друга, что сам апостол непрестанно благодарит за них Бога! И тут же, как продолжение благодарности, просит для них в молитве нечто достойное его восторга. И этот подарок действительно богатый. Он состоит из двух частей: из трех инструментов для открытия подарков и самих подарков (целых три штуки). Поэтому, за плакатом “ВНИМАНИЕ!”, расположен инструментальный зал. Просим вас пройти туда, в следующий зал, как говорят экскурсоводы.

“…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего…”. Итак, три инструмента это: дух премудрости, дух откровения, и состояние просветленных глаз сердца (Еф. 1:17-18). Все три нужны для того, чтобы открыть подарки. Поэтому, возьмем первый – дух премудрости. Чтобы пользоваться чем-то в духовной реальности, нужно понимать то, с чем имеешь дело. Апостол Павел говорит, что нашего человеческого понимания, даже самого мудрого, недостаточно, когда имеешь дело с духовными понятиями. Он сам пользовался “не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным” (1 Кор. 2:13). Поэтому, чтобы распаковывать подарки, нужен дух премудрости и, если мы просим, то Бог безусловно дает его:  “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему” (Иак. 1:5).

Второй инструмент – это “дух откровения”. Нам недостаточно только духовного понимания пусть и самой важной, глубокой истины. Нам требуется, чтобы она стала нашим личным приобретением. Я могу сколько угодно радоваться тому, что в конце месяца будут раздавать бесплатные билеты в кино, но когда я возьму их для себя в кассе, это станет моей личной собственностью, которой я могу и буду распоряжаться. Поэтому, действие духа откровения заключается в том, что благословение, которое мы духовно уразумели на уровне головы, он растворяет в нашем личном опыте и верой опускает на уровень сердца. Если благословение не излилось откровением в сердце, то мы не будем обладать и пользоваться им так, как надо.

Третий инструмент – это “просветленные глаза сердца”. Апостол говорит, что для познания нужно увидеть полученное откровение в Духе. То есть, ты уразумел, впитал в сердце откровение об этом, и открываешь глаза сердца, чтобы видеть это наяву в Духе. Фантастики здесь нет. Бог сказал, что смотрит не так, как мы: “Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце” (1 Цар. 16:7). Вы думали о том, что это может означать? Как можно смотреть внутрь сердца, кроме как духом, проницающим человеческий дух (Прит. 20:27)? 

Зачем смотреть Духом? Ответ лежит в факте двух миров, существующих одновременно. Мы живем в царстве теней, отражающих настоящую реальность. В нашем мире радость – это тень радости в царстве; милосердие – тень милосердия. В нашем мире умирают, а в царстве у Бога все живы (Лк. 20:38). Поэтому, наше царство теней называется страной “тени смертной”. Проекция живых в наше царство отбрасывает смертную тень. 

Этот факт может выглядеть необычным, но у нас есть масса обычных примеров. Какой вывод я сделаю о красивом и элегантно одетом человеке, если самого его не могу видеть, а разглядываю его тень на предметах в комнате? Вряд ли он мне покажется таковым,хотя отдельные черты, которые удалось представить себе, мне могут показаться красивыми. Апостол Павел говорит, что в царстве теней “мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно”, но в царстве Божьем будем видеть настоящую реальность, а не тени, “лицом к лицу” (1 Кор. 13:12). Поэтому, обращаясь к ефесянам, он молится, чтобы они могли видеть в духе настоящую реальность. 

И вот, вооружившись этими тремя инструментами сверхъестественного характера, можно приступать к открытию самих подарков радости. “…дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах” (Ефес. 1:18-20).  

Первый из подарков – это “надежда призвания Его”. (Там есть еще два “подарка”: “богатство наследия славы” и “величие могущества”. Они тоже распаковываются. Но в этом посте мы будем говорить о “надежде призвания”).На первый взгляд, здесь и инструменты не требуются. Мы призваны быть со Христом, быть Его свидетелями здесь на земле и наследовать потом Его царство. Все очевидно. Но подарок, на самом деле, более личного характера. Он не универсальный для всех. Он конкретно для тебя. Способ открыть его: попросить с верой “духа премудрости” и послушать то, что Он скажет. Когда я так поступил, то ответ был прост: “Читай дальше”. И я стал читать дальше Послание к Ефесянам. Это известный подход к разумению: читать контекст, и я не особо удивился совету. Чтение же дало и ответ. 

Если читать следующие две главы послания, то все сводится к тому, что апостол говорит о “тайне домостроительства церкви”. Тайна же в том, что через миссию Христа на земле стало возможным составить единый народ из иудеев и язычников. Нас спасли и добавили к иудеям. В этом кроется тайна, которая была сокрыта веками, а теперь становится понятна – через происходящее в Церкви – начальствам и властям на небесах (см. Еф. 3:9-10). Рассказав много интересного об этой тайне, апостол говорит: “Итак я…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны” (Еф. 4:1). То есть, я вам рассказал тайну того, куда вас призвали, поэтому, будьте добры, живите соответственно. “Умоляю!”, – говорит Павел. Такова драгоценность этого призвания. Он умоляет нас быть достойными призвания в наследие иудейского народа. 

МОЛИТВЕННАЯ ПАУЗА. Прочтите 2-ю и 3-ю главу Послания к Ефесянам. Что вам удалось увидеть в них по части “тайны домостроительства”? Как эта открытая Павлу тайна касается вас лично? Имейте в виду, что это нелегкий вопрос. Из него выросла теория замещения и сотни лет преследования иудеев!!! Из него вытекает различное понимание христианами и иудеями закона Божьего!!! Там много всего, но здесь речь не обо всем сразу. Что вам лично Бог показывает через эту тайну?   

Когда мы уразумели то, о чем говорил Павел, Духу Святому уже легко нас вести. Очевиден и следующий вопрос: где лучше всего сказано об этом великом “наследии”? Меня Он привел в Рим. 9:4-5, где сказано об израильском народе так: “…Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог”. Весь этот список есть перечень благословений Израильтян, которые оказались в доступе для всех уверовавших во Христа. Нам это кажется понятным, но вспомните, что Иисус был послан только к своему народу. И те, кто знали Его во плоти, не знали этой “тайны домостроительства”. Помните? Даже попытка приобщиться к этим благословениям раньше, чем тайна была открыта, вызвала у Христа гневную реакцию: “Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам” (Мк. 7:27). Тайна и доступ к благословениям открылись только после смерти и воскресения Христа. Сначала Петру (видение, встреча с Корнилием и далее, см. Деян.10), а потом и Павлу. И мы, “которые были отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды” (Еф. 2:12), вдруг получаем доступ к этому наследию.

Для нас наступает время для получения откровения.  Для себя лично. Мы просим “духа откровения” показать то, что нужно нам сейчас больше всего из этого наследия. Если у вас есть трещины в идентичности, связанные с отношениями с родителями, то откровение об усыновлении – это надежда вашего призвания сейчас. (Далеко не все имеют откровение о настоящем сыновстве у Отца). Если у вас есть вопросы о своем статусе “царственного священства”, то откровение о богослужении – это надежда вашего призвания (“Мы – цари и священники”, – говорят многие, но что стоит за этими словами без откровения?). Можно продолжать список, но выбор будет для каждого разный, и разным будет откровение о надежде призвания для данного сезона жизни.  

МОЛИТВЕННАЯ ПАУЗА. Прочтите еще раз Рим. 9:4-5 и попросите Бога показать вам то, что существенно для вас в этот сезон. Помните, что это не что-то одно. Вас призвали ко всему списку благословений. Но сейчас вы просите о том, что наиболее приоритетно. 

После того, как использован второй инструмент для открытия подарка “надежды призвания”, пора применять третий: “просветленные глаза сердца”. У изготовителей оптических систем есть технология просветления оптики. На линзы наносится слой, который делает изображение более контрастным за счет устранения “паразитных искажений”. В нашем случае, это слой Духа Святого в глазах нашего сердца, который позволит увидеть контрастную картину “надежды призвания” и уберет ее “паразитные искажения”. 

МОЛИТВЕННАЯ ПАУЗА. По результатам предыдущей молитвы, попросите Господа показать вам картину вашей надежды. Именно картину, а не факт того, что вы опознали как свое благословение. Живой образ этого благословения, вписанный в вашу духовную жизнь. Как вы чувствуете, что меняется (или будет меняться) в вас под действием этого откровения?

Когда я молился, учась этому молитвенному пути у апостола Павла, Бог показал мне последний элемент списка благословений: “от них Христос по плоти, сущий над всем Бог”. Это был факт моего откровения. То, в чем я нуждался в этот момент больше всего. И действуя по методике апостольской молитвы, я попросил показать мне живой образ этого благословения и то, как он будет влиять на меня. Я настроился, как обычно, на какой-то образ и его ассоциацию с некими стихами Писания, но вышло совсем иначе. Бог показал, что в ответ на мою просьбу Он приглашает меня в долгое путешествие, если я захочу связать две половины вместе: “их Христос по плоти” и “сущий над всем Бог”. Как только я услышал это приглашение, я уже знал, что это приглашение в поклонение высокого класса! И со многими сериями. Скажу сразу, что путешествие продолжается и по сей день, изменяя меня. Апостол Павел был прав: то, что можно увидеть глазами сердца, несопоставимо с нашей реальностью. А когда же оно происходит в содружестве с духом премудрости и откровения, то радость “наследия” будет очень трудно пропустить. 

И последнее: мы видим глазами сердца “надежду призвания”. Надежду. Говоря библейским языком, образ надежды – это якорь. “… мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу…” (Евр. 6:18-19). Мне этот образ говорит многое, так как мне приходилось плавать в тех местах, где дно песчаное, и трудно стать на якорь. Ты бросаешь якорь, и при сильном течении, если ему удалось за что-то зацепиться, лодку сразу разворачивает к якорю, и виден натянутый канат. Стоит якорю потерять опору, и тебя сносит. Однако наш “якорь надежды” заброшен в Святое святых. Он зацепился там за скалу Израилеву, за краеугольный камень. Нас не снесет. Но хорошо ли привязан канат надежды?

МОЛИТВЕННАЯ ПАУЗА. В следующие дни постарайтесь вернутся к “надежде вашего призвания”, которую вы видели глазами сердца. Нет ли искажений? Вы по-прежнему в ней, по-прежнему стоите на якоре? Или течение множества забот сносит вас? Помните, как это бывает? Один купил волов, другой землю, третий женился, в общем недосуг… (Лк. 14)? А потому, держите глаза открытыми. Стойте на якоре.  

Надеемся, что записки из школы молитвы апостола Павла вам пригодятся. Не будьте обескуражены, если за первый заход в течении 15-20 минут вы не сумеете пройти все шаги. Продолжайте, и вы наверняка наследуете благословение. Мы свидетели.