БОГ ВСЯКОГО УТЕШЕНИЯ

Описание характеристик Духа Святого, данное апостолом Павлом в Гал. 5:22-23, иногда выглядит не совсем адекватным – согласно человеческим меркам. То, что следует из описания плода Святого Духа, показывает Его не такой могущественной и грозной личностью, как следует из примеров Его действий в Писании. Например, сошел Дух Божий на Саула и “воспламенился гнев его” и пошел за ним на войну за правое дело весь народ, “как один человек”. Сошел Дух Божий на пророка, и он говорит огненную правду. Солгали Анания с Сапфирой Духу Святому, и упали замертво. То есть, контакт с Духом Святым – это супер мощь для праведников и огненное возмездие для зла. А в описании Павла перечислены: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие… Как-то не вяжется одно с другим. Где тогда сила для супергероев и храбрость, делающая трусливого львом? Почему не упомянут ресурс для великих дел Божьих?

И почти такая же картина с описанием любви из 1 Кор. 13. Любовь долготерпит и милосердствует, не раздражается и всему верит. А как же ревность Божья? Где пламенная страсть и готовность убрать с дороги все, что препятствует любви? “Не радуется неправде” выглядит как-то слабовато для героического влюбленного. Поэтому, наверное, в свадебном ритуале, хотя и зачитывают из 1 Кор. 13, но добавляют: “в бедности и в богатстве, в радости и в горе, в здоровье и в болезни”. Все-таки звучит более героически. 

Почему так? Потому, что для Бога приоритет – это близкие отношения с нами. Он для нас Бог-Отец, а не Бог-Директор коммерческой фирмы по продвижению услуг царства небесного. Бог-Жених, а не Бог-Командующий дивизией по захвату новых территорий. Хотя с Богом, да, можно делать инвестиции и покорять народы, но, прежде всего, Бог относится к нам так, ”как отец милует сынов” (Пс. 102:13). Он дал нам Своего Духа Святого, Утешителя. Подумайте только, из всех бесконечных граней Его красоты и силы, Иисус подчеркнул именно это имя Святого Духа: “УТЕШИТЕЛЬ же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин. 14:26)! Если же это настолько важная роль Духа Святого для нас – быть Утешителем, – то давайте посмотрим на то, как Он утешает. 

Начнем с самого простого. Как утешают маленького ребенка? Если он расстроился, то Его берут на коленки, целуют и гладят по головке, нашептывая в ушко слова утешения. Если нам несколько лет отроду во Христе, то Бог-Отец так и поступает. Сколько раз я слышал от братьев и сестер эти слова: “Хочу к Папе на коленки!”

Если ребенок Божий подрос и стал юношей, то Папа утешает уже по-другому. Параклетос (греч.) – это, дословно, “идущий рядом”. И Папа идет рядом и объясняет причину огорчения, показывает следующий шаг и говорит уже иные слова утешения: “укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени” (Ис. 35:3; Евр. 12:12). То есть, “ты можешь, продолжай и ты сумеешь это сделать! Действуй, ты – Мой сын!”  

Есть и еще один, более высокий уровень, когда Бог имеет дело со взрослыми сыновьями в своем семействе. Здесь идет уже совсем другое утешение, поскольку Он имеет дело с теми детьми, которые полностью и осознанно преданны Ему и Его делу. Герои веры. Вот пример. Пророк Илия попадает в глубокую депрессию после героического противостояния в одиночку целой армии лжепророков. Он одержал потрясающую победу, однако, результатом действия его сверхъестественного помазания становится обещание (клятва) Иезавели уничтожить Илию, также, как она уничтожила других пророков. Надо сказать, что действие происходит во время одного из величайших отпадений израильского народа от Бога. К страху за жизнь добавляется страх полного одиночества: “Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; ОСТАЛСЯ Я ОДИН, но и моей души ищут, чтобы отнять ее…” (3 Цар. 19:10). Приходит усталость, ощущение бессмысленности происходящего… Сочувствуя Илии и ставя себя на его место, так и хочется подключиться к его словам:  “что же толку тогда…?” Илия просит Бога забрать его жизнь (3 Цар. 19:4). Но, здесь “Бог милосердия и Отец всякого утешения” (2 Кор. 1:3) говорит не с ребенком и не с юношей. Он говорит со взрослой личностью, с героем. Давайте посмотриv, как Он это делает.   

Прежде всего, Отец позаботился о теле Илии, о его здоровье. Он посылает ангела, который поит и кормит Илию. И ждёт, пока он выспится (3 Цар. 19:5-6). Илия ведь попрежнему Его дитя, хотя и большое. Отец знает, что у него есть не только могучий дух, но и ранимая душа, и ненадежное человеческое тело. Потом ангел снаряжает Илию в дорогу. Илия идет к Отцу. К Тому Самому, Который, завидя даже блудного сына способен “побежать ему навстречу, пасть на шею и целовать”. Что же говорить об ожидании Илии? Думаю, что рядом с Илией эти сорок дней идет Утешитель, и говорит с ним о будущей встрече с Отцом. И когда Илия встречается с Богом, то получает многократное ободрение. 

Теперь, Бог укрепляет его дух, показывая, что, по-прежнему, весь контроль над землей в Его руках – огонь, буря и землятрясение – тому доказательство (3 Цар. 19:11-12). Но затем, очень личный момент: Отец хочет говорить с сыном “тихим веяньем ветра”, тихим голосом Утешителя. Илия хорошо знает этот Голос, поэтому сразу “закрыл лице свое милотью своею, и вышел…”. И Отец подтверждает, что Илия правильно действовал, и это часть Его, Божьего плана. Дальше следуют инструкции о том, как продолжать действовать (3 Цар. 19:15-17). Для такого калибра воина – профилактика от депрессии – это следующее, не менее важное поручение. Это высокий пилотаж!

И, напоследок, Отец позаботился о душе Илии. Отвечая на его печаль “остался я один”,  Утешитель сообщает ему то, что Илия не знал: Иезавель убила не всех пророков. И не все сыны Израилевы оставили завет с Господом. “Я оставил между Израильтянами семь тысяч; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его” (3 Цар. 19:18). И, кроме того, Отец дает ему ученика. Видя одиночество Илии, Он дает ему Елисея, который будет продолжать его дело и служить ему, скорее всего, еще немало лет. Из всех людей Он находит для Илии “родственную душу” – такого же пламенного и пророческого парня. Так Бог утешает и ободряет своего героя.     

Что же общего в отношении Отца к малышу, юноше и взрослому герою? Именно этот общий знаменатель описал апостол Павел, говоря о плоде Духа и Божьей любви. Эта часть неизменна, ты всегда останешься Его любимым сыном, Его любимой дочерью. Последует ли “разбор полетов”, даст ли Господь тебе для ободрения еще более крутое поручение, – Утешитель – Его Дух любви, радости и мира не покидает твое сердце. И будет долготерпеть и милосердствовать, не раздражаться и всему верить.

Обращали внимание на то, как отличается взгляд духовного человека, который смотрит на тебя глазами сердца? То, что называется сердечный взгляд? К нему инстинктивно хочется подойти. Я наблюдал несколько раз, как в собрании появлялся новый человек, который никого там не знал. Он окидывал взглядом собравшихся и из тех, кто смотрел на него, выбирал наиболее сердечный взгляд и шел к этому человеку. И, наоборот, очень легко заметить, когда человек не в Духе. В начале своей христианской жизни я очень раздражался, когда мне говорили, что я “не в Духе”. “Это я-то не в Духе?”, – немедленно вскипала ответная реакция. И я начинал яростно доказывать, что я очень даже в Духе, и поступаю правильно, и вот километровый список аргументов на тему “почему я прав”. Что, собственно, и было самой наглядной демонстрацией того, что я “не в Духе”. Когда проходило время, “кипение” заканчивалось. Я снова мог увидеть ситуацию со стороны и признать, что если бы я был в Духе-Утешителе, который “не ищет своего”, то я бы больше был озабочен тем, что происходит в сердце у собеседника, чем доказательствами собственной правоты. Требуется время, чтобы увидеть, что наличие “правоты и твердости” для разбирательств с неправедностью никак не исключает необходимости быть в Духе-Утешителе. 

Ну а проблема “высшего уровня утешения” по-прежнему остается. Есть ли вокруг меня люди, которые могут взять утешение в форме следующего тяжелого поручения Божьего? Принадлежу ли я к их числу? К.С. Льюис хорошо описал этот феномен в книге “Мальчик и его конь”: “Сердце у Шасты упало… он не знал еще, что стоит нам сделать что-нибудь хорошее, как как мы должны в награду сделать то, что ещё лучше и ещё труднее”. Великолепие подарка Иисуса Христа в виде Духа Святого, живущего в нас, – в том, что Он видит нас сквозь наш возрожденный дух такими, как мы есть в Божьих глазах: “Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца” (Пр. 20:27). Если Он видит нас в эти дни малышом, то и утешает, как малыша. Если видит подростком, то не только утешает, но и учит, идет с нами снова и снова, пока мы не справимся. Если Он видит нас людьми силы и посвящения, то будет утешать так, как утешают героев – новыми поручениями поверх всего остального… Но до какого бы возраста мы не выросли, всегда первой к нам будет Божья любовь. И радость мир, долготерпение, благость… Дух-Утешитель пребывает с нами.