МЕНЕДЖМЕНТ В ЦАРСТВЕ

Если вдумчиво читать 18-ю главу книги Исход, она может привести в некоторое недоумение. К Моисею приходит его тесть, Иофор. Посмотрев на то, что происходит вокруг, он говорит, что все это просто изумительно: “…ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов” (Исх. 18:10-11). Но, понаблюдав за действиями Моисея, дальше продолжает: “нехорошо ты делаешь,… я дам тебе совет и Бог будет с тобою” (Исх. 18:17,19). Оцените ситуацию. Моисей отвечает людям, которые приходят к нему искать суда у Бога. Моисей – этот тот человек, который говорит с Богом “лицом к лицу”. И тут появляется языческий священник Иофор (Исх. 3:1), который только сейчас понял, “что Господь велик паче всех богов”. И он начинает поучать Моисея в том, как надо вести дела: “Нехорошо ты делаешь”. Более того, имеет дерзость заверить Моисея, что если он послушает, наконец, знающего человека, то есть его, Иофора, то “Бог будет с ним”. Странно, правда? 

А в довершение, еще один интересный факт: Бог во всем этом мероприятии не просматривается вовсе. Как будто это так себе, – технические проблемы.  Только что Моисей силою Божьей творил потрясающие чудеса, извлек воду из скалы, поразил Амалика, когда держал руки в молитве к отвечающему Богу. А тут Бог взял и исчез. И приходит Иофор поучить Моисея уму-разуму в Божьем доме. 

Сразу вслед за этим уроком по менеджменту Бог, однако, опять является всему народу. На этот раз с заветом на горе Синай, когда начинается грандиозное действие с Его прямым участием. Как же так? Можно, конечно предположить, что Моисей был не силен в в вопросах управления и потребовалась помощь со стороны, но такое предположение звучит слабо. Он был воспитан дочерью фараона и получил прекрасное образование: “и научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах” (Деян. 7:22). Прадедушка его, Иосиф, показал чудеса централизованного управления экономикой Египта. Эта страна обладала мощнейшей, хорошо структурированной армией и, несомненно, как сын дочери фараона, Моисей получил нужное образование и в военном деле. И, что же, такой человек не мог додуматься до того, чтобы назначить себе заместителей и помощников, как это делал любой царек из окрестных племен? Что-то здесь явно не сходится. 

Прежде чем делать вывод об истинном смысле происходившего, давайте посмотрим на еще одну библейскую загадку. Сравним два места из Писания. 

1) К царю Соломону приходят две женщины – с просьбой решить, кому принадлежит ребенок (3 Цар. 3:16-28). Царь, которому Господь в ответ на молитву даровал “сердце мудрое и разумное”, решает спор. Видя сквозь слова истинные мотивы в человеческих сердцах, он поступает очень нестандартно и отыгрывает истину. В результате, увидел весь Израиль:  “что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд” (3 Цар. 3:28). 

2) У Иисуса тоже попросили помощи в решении сложного вопроса. Однако, когда человек спросил, как ему разделить с братом наследство, Он ответил: “…кто поставил Меня судить или делить вас?” (Лк. 12:14). И пошел дальше рассказывать притчи о царстве и богатстве. То есть, ушел от ответа Тот, “в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол. 2:3). Как так? Разве это не было прекрасным поводом наставить учеников правилам разрешения конфликтов? А еще лучше записать инструкцию о правилах распределения и страхования наследства для будущих христиан? Соломону, значит, хорошо это делать, а Иисусу нельзя?

Думается, что Иисус на самом деле дал ответ. Только не тот, который человек хотел бы услышать. Иисус отвечает ему, что решение вопроса о разделе наследства находится не на земле, а на небе. Не в реальности человеческой логики, а в пространстве духовного видения. Если ты будешь видеть своего брата глазами Христа и испытывать к Нему те же чувства, мысли и желания, как и сам Христос, то ты гарантированно увидишь, как разделить наследство. Но спрашивающий-то хочет, чтобы ему просто сказали что-то типа: “ты – старший брат, а потому тебе положены две трети, а он – младший, и потому ему полагается одна треть…”. Все просто, справедливо и понятно. А разговоры про то, что “надо богатеть в Бога, а не собирать сокровища для себя” (Лк. 12:21), это, конечно, дело хорошее, но, скорее, для прекраснодушных философов, чем для людей дела. 

Иисус знает это и потому говорит притчами. Через них можно увидеть ответ, но нужно подняться за Ним в Царство и смотреть оттуда глазами Духа. Глазами измененного сердца. Хочешь, увидишь ответ. Не хочешь, тогда скажешь интеллигентно: “человек этот хороший, но не совсем от мира сего”. И скажешь на этот раз истинную правду, так как Человек этот и решения Его царства, точно, – не от мира сего (Ин. 18:36).

А теперь вернемся к загадке Моисея и Иофора. Сразу вслед за описанием их совещания Бог через Моисея обращается к народу Израиля с одним из величайших пророчеств: “… если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым” (Исх. 19:4-6). Бог обещает Израилю, что сделает их царством священников и святым народом при двух условиях. Слушать Его голос и соблюдать завет. Бог собирается вступить с этим народом в завет любви: “Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была НЕВЕСТОЙ, когда последовала за Мною в пустыню… Израиль был святынею Господа…” (Иер 2:2-3). Бог видел Израиль Невестой и пришел за ней. Поэтому предполагалось, что Невеста, вступившая в завет с Ним, будет слушать Его и ходить рядом со своим Богом-Женихом. 

Моисей был тем, кто понимал это. Он страстно хотел для народа этого откровения, сомнений нет: ”…о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!” (Чис. 11:29). Это желание могло быть причиной, по которой Моисей не вводил централизованное управление. Ведь Бог-Жених пришел с заветом любви к своей Невесте: “ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7:22-23).  Все, что требуется от сердца, полного любви, – это слушать голос Возлюбленного и следовать за Ним. Если бы это состоялось, то к чему заместители для разбирания тяжб? Кому и с кем искать суда у Господа? Разве не характерно для влюбленных прощать окружающим и не обращать внимания на трудности и неудобства? Здесь та же логика, что и у Христа, отвечающего на земные вопросы откровениями царства небесного. 

Эти два примера – хорошая иллюстрация к заповеди Иисуса о приоритетах: “ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам” (Лк. 12:31). Решение проблем в царстве Божьем происходит через изменение сердец.