В Международном доме молитвы мы молимся о пробуждении много лет. Само слово “пробуждение” на русском языке не совсем точно передает смысл этого известного в христианской среде явления. Те великие “пробуждения”, о которых мы взахлеб читаем и с восторгом смотрим видеокадры, на английском языке называются “REVIVAL”. В дословном переводе это означает “возрождение” – или, еще проще, – поднятие из мертвых. Это когда не только верующие, но и неверующие, невозрожденные люди захвачены огнём Божьего присутствия. Когда меняются целые города и страны – на достаточно длительное время. Вторая разновидность этого явления называется на английском “AWAKENING”. Слово означает пробуждение после сна.
Пробуждение и возрождение. Разница велика: одно дело, если человек спит, другое дело, если он мертв… Спящая красавица, которая ждёт поцелуя Принца, – или Лазарь, который уже 4 дня (4 года, 4 десятилетия…) провел в гробнице?
Десять лет назад в Канзас-сити было пробуждение-awakening. Студенты молились, и Бог ответил. Радость наполнила сердца и здания церкви, молитва стала огненной, родились новые песни, новые проповеди – о важности близости с Богом, о Его любви… Мы не хотели расходиться… Каждый день приезжали десятки, сотни людей – чтобы вместе славить Его, чтобы получить огненное пророческое слово, исцеление или освобождение… До сих пор воспоминания об этом вызывают счастливую улыбку. Это длилось почти год. Многие надеялись, что волна “пробуждения”(“AWAKENING”) перерастет в цунами великого “возрождения” (“REVIVAL”), которое захватит многие города и страны. Того возрождения, о котором было много пророчеств.
Но это не произошло, и мы продолжаем молиться. И размышлять о том, что же такое истинное “пробуждение”. Когда Бог склонен более всего “расторгнуть небо и сойти”?
Есть ли все-таки общий катализатор, или каждое пробуждение имеет свое собственное лицо и скроено по индивидуальному дизайну Святого Духа?
На многих верующих, включая меня, само слово “пробуждение” действует, как зов боевой трубы. И, в то же время, у нас есть десятки знакомых, о которых долгие годы приходилось молиться, чтобы в их потухших глазах огонь зажегся вновь; чтобы горечь разочарования от несостоявшихся надежд не отравляла сердце. Такие судьбы не дают воспринимать это явление так просто. Эти люди были участниками пробуждения 90-х. Они видели явленную Божью славу. Обо что же они так обожглись? В чем так разочаровались? Чего ожидали?
Наверное, все молитвенники знают “формулу” из 2 Пар. 7:14: “Если… смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их”. Вопрос в том, что значит “смириться”? Бог обращается не к “халдеям”, а к Своему народу в этом стихе. В каких таких грехах мы должны покаяться? От каких худых путей обратиться?
О “пробуждении” написано и снято так много, что было бы неразумно пытаться здесь и сейчас дать глубокий анализ этого вопроса или показать всё величие этого явления. Мы коснемся лишь одного свидетельства того, как Бог начинает действовать в ответ на молитву покаяния группы людей. Это свидетельство не выглядит победоносным на первый взгляд, но, в отличие от многих ультра-победных историй, от него веет правдой. Рик Маккинли, пастор церкви “Imago Dei” в Портленде рассказал о том состоянии, в котором находилась небольшая группа верующих в момент образования церкви. Картина была удручающей. Не столько из-за того, что они по скудости собирались в замызганном подвале, и не из-за того, что не было знаний о том, что делать. Проблема была в том, что не было огня, страстного желания по Богу. Теоретически, все всё знают и хотят. Фактически, есть много других дел и забот. Да и где его взять, огня из Божьего царства?
В этот момент они сообразили, что есть “рецепт”, то есть слова Иисуса, которые, на первый взгляд, были мало применимы к их ситуации. “Покайтесь и веруйте в евангелие”. В евангелие они верили, а вот с покаянием пришлось разбираться. Группа стала регулярно собираться на молитвенные собрания и молиться о плачевном состоянии дел в их городе и районе. Молились за это без особенного надрыва, так как духовное состояние их было никудышним – по их собственному признанию. Но ключевым моментом было то, что помолившись по перечню проблем города, они переходили к проблеме того, что их это не сильно волнует. Они молились и каялись в том, что не переживают чувств Иисуса. Каялись в том, что их больше занимают свои собственные повседневные проблемы, чем состояние погибающей молодежи на улицах (а Портланд знаменит этой проблемой). В заключение они просили дать им огня и изменить их сердце.
Они собирались так в течение полугода. Могу себе только представить это унылое мероприятие, которое проводится несколько раз в неделю, когда все молятся по списку, а потом каются в том, что их это мало волнует. Однако, им хватило упорства продолжать. Да и библейски это было правильно. Если Иисус сказал, что грех именно в том, что “не веруют в Него”, то в этом грехе они как раз и каялись. В своей дохлой вере.
Прошло полгода. Полгода, и, вот, Бог начал отвечать. Вначале, ничего приметного. Просто начали замечать, что сердца как-то по другому стали реагировать. То, что раньше вызывало лишь сочувственное сожаление, стало волновать, жечь изнутри. Потом эмоции стали искать выхода, и несколько человек из их группы стали останавливаться на улицах, чтобы дать наркоманам и проституткам носки и… сигареты. Дальше больше.
Сейчас там мощное молодежное собрание из этих самых покаявшихся подростков, да и сама церковь выросла. Но пути Господни?! Полгода просьб из холодных сердец. Затем, безо всяких чудес и знамений – инъекция страсти Господа (что собственно и есть наибольшее чудо!). Потом нестандартный выплеск наружу. (С точки зрения благочестивого христианина носки еще можно понять, но сигареты-то зачем давать людям!?) И, в конечном итоге, молитва отвечена. И как отвечена!
Очевидно, Бог отвечает на такой тип молитв. Отвечает тем, кто смирился. Тем, кто не хочет соглашаться с еле-еле теплым для Господа сердцем! Лучше уж без особого воодушевления, но по осознанной необходимости, приходить к Господу и бубнить, и каяться, и просить, чтобы Он дал огня. Молиться о том, чтобы верить, что “по настойчивости нашей”, как было с той вдовой из Луки 18, Он ответит рано или поздно на нашу молитву. Лучше рано.
Пробуждению/возрождению всегда предшествует духовная жажда. Или хотя бы осознание ее отсутствия. Быть “светильником, горящим и светящим” этому миру – это не удел людей с холерическим темпераментом и особенным помазанием. Это удел царственного священства – каждого Божьего сына и каждой Божьей дочери.
“Так говорит Аминь… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и ПОКАЙСЯ. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. ПОБЕЖДАЮЩЕМУ дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам” (Откр 3:14–22).