Почему многие верующие почувствовали в эти дни, что поклонение становится жизненной потребностью? Гораздо более, чем раньше? При том, что больше всего хочется тратить время на поиски защиты и опоры в этой разваливающейся на куски обстановке. Зачем поклоняться, когда столько проблем? Когда люди болеют. Если не от вируса, то от кризиса и страха. Ответ есть. Лекарство, по мнению Господа, – это радостное сердце, в то время, как “унылый дух сушит кости” (Пр. 17:22). Просто оцените, что сказано: от уныния костный мозг в тебе сохнет и душа твоя падает. Требуется лекарство, которое в состоянии обрадовать сердце. Одно из таких “лекарств” – это описание поклонения Богу в Его тронном зале. Никто не в состоянии иметь адекватное представление об этом величественном зрелище. И все же, Бог дал нам пророков и книгу Откровения, чтобы дать возможность заглянуть туда и прийти в восхищение.
Представляли ли вы себе такой образ, как великая гора, к которой, (а не от нее!) текут реки, а на самом верху плещется море? Звучит странно, но пророк Михей сказал, что именно к горе дома Господня будут течь все народы (Мих. 4:1). А апостол Иоанн сообщил нам, что там есть огненное море поклонения (Откр. 15:2). Интересная тема, правда? Давайте мы с вами рассмотрим разные этажи и площадки хвалы “здания”, в “пентхаусе” которого стоит сам трон Божий.
Сегодня мы начнем именно с него, с тронного зала, где пылает само солнце поклонения. Вокруг и внутри трона стоят огненные серафимы, “исполненные очей”. У них отличное зрение, но совершенно очевидно, что никаких глаз не хватит, чтобы воспринимать великолепие Божье с такого расстояния. Поэтому они усыпаны глазами спереди и сзади, изнутри и снаружи (Откр. 4:6,8). И то, что они видят, то и поют. День и ночь. Причем не просто поют. Это огненный шквал поклонения, ведь слово “серафим” (от древнееврейского “сараф”) означает пылающий, огненный, или еще – “змеевидная молния”. А вдобавок к этому, серафимы и движутся, как молния, то подлетая близко, чтобы глубже увидеть какую-то часть Его красоты, то отодвигаясь назад, чтобы увидеть общее великолепие (см. Ис. 6:2-3). Это занятие их так поглощает, что Иоанну представляется, будто они “посреди и вокруг престола” одновременно. Так выглядит первый круг поклонения.
За ним следует второй: вокруг престола сидят 24 старца. (Кстати, деление на круги и площадки – условное! Они могут сочетаться и разъединяться. Динамика в царстве колоссальная, и потому земному человеку разделить что-то там – дело неподъемное). Так вот, это старцы не простые, у них короны золотые. И в руках они держат гусли и чаши (гусли символизируют поклонение, а чаши – молитвы святых – см. Откр. 4:4; 5:8). То есть, это уже расширенный ряд супер поклонников, владеющих и молитвой, и прославлением. Они в абсолютной гармонии поют вместе с серафимами – и каждый раз новую песню (Откр. 5:9). Что, в общем-то, неудивительно: перед ними находится Бог, творящий все новое и бесконечный в своей красоте.
Затем следует третий круг поклонников. Перед троном находится стеклянное море, “подобное кристаллу”, “смешанное с огнем” (Откр. 4:6; 15:2). Для начала просто представьте себе субстанцию кристалла, смешанного с огнем, – в форме, размере и подвижности моря. Получается? И в этом чистейшем огненном море стоит множество людей, которые держат в руках гусли и поют. А ведь море бывает спокойным, а бывает волнуется. Со штилем и приливами, штормами и ураганами.
Теперь самое время перейти к тому действию поклонения, которое происходит на высоте небес. Когда композитору Дж. Верди правительство Египта заказало написать оперу к открытию Суэцкого канала, результатом стало появление “Аиды”. В ней, ориентируясь на значимость события, Верди расстарался. Помимо обычного оркестра, играющего в оркестровой яме, на сцене, помимо певцов, появляется еще один оркестр, духовой, а также и военный оркестр, чтобы передать грандиозность триумфального действия. Может быть, это сравнение хоть чуть-чуть поможет увидеть грандиозность того, что происходит в тронном зале царства.
Перед Богом сверкают, как молнии, поклоняющиеся серафимы, антифоном взывающие друг к другу: “Свят, свят, свят, Господь Саваоф!” Вместе с огненными серафимами поют и молятся старцы, вокруг трона – миллионы ангелов. А в “оркестровой яме” возле Божьего престола волнуется море огненных поклонников.
И вот, первая волна, показанная в этом море поклонения. Волна, поднимающаяся от того, что Иисус берет в руки бразды полного правления землей. Берет свиток (Откр. 5:6-7). Начинается волна поклонения так: серафимы и старцы падают перед Агнцем и поют новую песню о том, что Иисус достоин поклонения, искупив нас и сделав царями и священниками. Волна набирает силу и мощь: теперь уже миллионы ангелов в ответ говорят им, что Агнец достоин принять все: и богатство, и славу, и честь… Затем волна набирает полную силу и все живые существа на небе, на земле и под землей отвечают признанием того, что Сидящему на престоле и Агнцу – “благословение и честь, слава и держава”. Волна обрушивается в подножие трона и четверка серафимов говорит “Аминь”. Кода. (см. Откр. 5:8-14).
Еще одна волна, на этом же море. И не менее грандиозное событие, которое ее вызывает, скорее похожее на ураган Божьих эмоций. 14 и 15 главы книги Откровение – это время, к которому мы всё ближе и ближе. На земле начинается анти-поклонение. Люди обмануты и принимают начертание поклонников антихриста и его образа (говори здесь о голограммах и оборудовании для виртуальной реальности). Раздается голос, как “шум вод и звук грома”. Волнение. Но это не гром, это 144 тысячи гуслистов, чистых сердцем, играют и поют новую песню перед престолом, вокруг которого по-прежнему старцы и серафимы. И тогда взлетает ангел с вечным евангелием, чтобы благовествовать народам перед началом последней жатвы возмездия. Когда жатва закончена, на стеклянное море, смешанное с огнем, приходят те, кто не принял начертание. Пострадавшие, но не принявшие. И в руках у них гусли поклонников, которые поклонялись Иисусу на земле, “не возлюбив своих душ даже до смерти”, и будут продолжать поклоняться на небе.
Это то, что происходит на высоте небес. Но не только там есть великолепные потоки поклонения. Есть поклонение Церкви и поклонение в царстве, которое внутри. И все эти реки впадают в море хвалы, которое полыхает перед троном Божьим. В том числе и те реки, которые текут из нас (Ин. 7:38). Но об этом в следующем посте. А пока что, пусть ваше сердце поклонника начнет радоваться, присоединяясь к поклонению в тронном зале. “Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко” (Откр. 1:3).