Кто не напевал слова из песни о золотом городе: “Тебя там встретит огнегривый лев, и синий вол, исполненный очей, с ними золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый”? Настолько светлый образ, манящий в неизведанную и в то же время необъяснимым образом родную даль!
Неудивительно, что он запоминается так легко и надолго, – за ним есть интересная пророческая цепочка. Это картина из окружения Божьего трона, описание которой повторяется трижды в Библии. Сначала ее описывает Моисей, потом через 700 лет ее описывает Иезекииль, а потом, еще через 700 лет, ее описывает Апостол Иоанн.
Люди с пророческим даром особенно хорошо помнят видение Иезекииля: “… свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица…10 Подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех. 11 И лица их и крылья их сверху были разделены (Иез. 1:5-11).
А теперь давайте взглянем на картину, как ее описывает Моисей в Чис. 2:3-29. Это Божий народ, выстроившийся в стройные ряды вокруг скинии, готовый по знаку поднявшегося облака двинуться в путь: “С передней стороны к востоку ставят стан: знамя стана Иудина…5 после него ставит стан колено Иссахарово…7 далее ставит стан колено Завулона. 10 Знамя стана Рувимова к югу…12 подле него ставит стан колено Симеоново…14 потом колено Гада…18 Знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу…20 подле него колено Манассиино…22 потом колено Вениамина…25 Знамя стана Данова к северу…27 подле него ставит стан колено Асирово…29 далее колено Неффалима”. Непохоже на беспорядочно бредущую толпу усталых и жалующихся евреев, правда? А ведь очень часто мы представляем себе эту картину именно так, и удивляемся, каким образом эти деморализованные люди вообще могли одерживать победы в сражениях за землю обетованную.
А теперь самое интересное! Вы обратили внимание на то, что племена со всех сторон света окружают скинию, которая находится в самой середине? А на знамена этих племен обратили внимание? Раввинистическое учение дает нам описание этих знамен:*
Знамя Иуды, колена, стоящего к востоку – золотой лев на алом фоне.
Знамя Ефрема, стоящего к западу – черный бык на золотом фоне.
Знамя Рубена, стоящего к югу – человек на золотом фоне.
Знамя Дана, стоящего к северу – золотой орел на голубом фоне.
Бог готовил Свою армию, и Моисей получил четкие указания. Более того, еще до пророка Иезекииля, он получил пророческое откровение Божьей славы.
Последним, описавшим это видение в Писании, был апостол Иоанн. Вот его пророческая перспектива: “… перед престолом – море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему (Откр. 4:6).
Связав вместе все три пророческих откровения, мы получаем объяснение преемственности эти трех описаний. Моисей получил видение и инструкции о том, как создать прототип славы Божьего присутствия. Четыре образа: лев, бык, орел и человек. Поэтому, на знаменах главенствующих племен в окружении скинии изображены эти существа.
Далее, Иезекииль видит Бога в движении. Он видит образ Господа в видении “подобия славы Господней”, которая присутствует “при реке Ховаре”, потом “в поле”, потом слава Господня поднялась “из среды города” Иерусалима и “остановилась над горою”.
И, далее, апостол Иоанн видит уже “стационарный” – постоянный и вечно существующий вариант Божьего престола: “престол стоял на небе”, где присутствуют те же существа, те же характеры.
Вопрос для молитвенного размышления: где в каждой из этих картин находятся левиты, “царственное священство”?
————-
* Упоминание в источнике: Keil, Carl Friedrich and Franz Delitzsch. Commentary on the Old Testament. Peabody, MA: Hendrickson. 2002.