У Иисуса было двойственное отношение к чудесам. С одной стороны Он понимал насколько они существенны для веры: “вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес” (Ин. 4:48). И потому творил их немало (Ин. 3:2; Лук.19:37). С другой, Он порицал человеческую тягу к чудесам: “род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…” (Мф. 12:39).
Я был свидетелем ряда чудес. Как вполне показательных, громких, так и тех, которые понятны только тому, кому они адресованы. Но в каждом случае человеческая реакция вызывала у меня не меньшее удивление, чем само событие. Включая меня самого. Сначала страстное желание чуда и настойчивая молитва об этом. Потом короткий момент восторга, когда Бог явил свою сверхъестественную силу. “Вот оно! Бог ответил, сбылось! Чудо!” И потом, на удивление быстро, следующее за чудом привыкание к уже состоявшемуся факту. Не то, чтобы чудо полностью забылось. Какое-то время следуют короткие вспышки ретроспективы и сохраняется радость. Но масса ежедневных забот вытесняет намерения, которые были во время молитвы. До свершения чуда было ощущение, что стоит только Богу ответить, и я буду славить Его часами, говорить об этом без умолку день за днем. Но в реальности, уже на следующий день воспоминание о чуде обычно вызывает лишь приятную мысль “да, это здорово”.
Об этой странной человеческой особенности говорил Авраам, беседуя с горящим в аду грешником (Лк. 16:27-31). Тот просил чуда воскресения из мертвых, чтобы его семейство уверовало. Но Авраам отказал, сказав: “если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят”. Та же особенность человеческого восприятия. Появись перед ними воскресший из мертвых, наверняка изумление было бы велико, и хорошо качнуло бы эмоции всего семейства. Но это и был бы весь эффект.
Причину двойственного отношения Иисуса хорошо сформулировал Клайв Льюис, когда сказал: “Во всех чудесах Бог во плоти совершает внезапно и локально то, что Троица уже сделала или делает вообще. Каждое чудо пишет для нас маленькими буквами из гораздо более крупноформатного послания. Пишет то, что Бог уже написал или напишет, буквами почти слишком крупными, чтобы их можно было заметить, – по всему полотну ПРИРОДЫ”. То есть, лишь то, что сверхъестественно произошло для нас здесь и сейчас способно поразить нас на короткое время. Но мы проходим мимо множества чудес, которые слишком велики, чтобы мы могли прийти в изумление от них. И Писание раз за разом говорит об этом.
Как далеко, на первый взгляд, отстоят “законы, уставы и правила” от “чудес и знамений”? Кажется, что “как небо от земли”. Сухое и скучное – против огня и восторга. Но псалмопевец говорит: “Открой очи мои, и увижу ЧУДЕСА закона Твоего”. Об этом самый длинный псалом Библии (Пс. 118:18).
Еше один вид чудес. Ситуация: испытание Иова. В диспуте участвует Елиуй, который в доказательство абсолютной правоты и могущества Господа перечисляет чудеса, которые Он творит на земле. Список, откровенно говоря, с трудом впечатляющий современного человека. Дикие козы и суслики в пустыне, воинственные лошади и глупые страусы, дождь и ветер, берега морей и пища для ворон (см. Иов 36-40). И об этом же, как о чудесах и свидетельстве своего могущества говорит Сам Бог. Тот самый Бог, который может поднимать из мертвых, рассказывать и показывать все прошлое и будущее, давать супер силы, мудрость и красоту. А вместо этого какие-то дожди и вороны.
Дело, по крупному, не в самих этих “обычных” чудесах, а в том, что они слишком велики и слишком привычны для нас, чтобы мы могли их по-настоящему увидеть. Как океан, который плещется у тебя за окном изо дня в день.
Вот простые примеры из этой же картины. Елиуй, человек “совершенный в познаниях”, говорит Иову: “Разумеешь ли равновесие облаков, ЧУДНОЕ дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? (Иов 37:16-17). Другими словами: тот, кто разглядывает облака как чудо, это не отъявленный бездельник, а человек, пораженный великими чудесами Господними, которые Он делает ежедневно, применяя исключительные силы и знание. Человек, которому жарко, тоже находится посреди чуда Божьего, но не осознает его. Все, что им будет сказано, это: “Ну и жара, с чего бы это так рано?” или что-то в этом роде.
И вот еще одно, громадное в этом списке. Чудо Божьих мыслей о нас. Это реальное чудо, но последнее в списке событий, которые могут поразить нас. И причина довольно простая: усилие, которое надо делать для того, чтобы говорить с невидимым Богом. Необходимость слушать Его в собственном сердце. А вот царь Давид, который делал это усилие постоянно, говорил так: “Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число” (Пс 39:6).
Мы проходим мимо больших и постоянных чудес Божьих в ожидании маленьких и конкретных для нас чудес, которые свидетельствуют о том же Боге. И ситуация не настолько безвредная, как кажется. Если мы слепы к великим делам Господа и падки на наши маленькие, собственные чудеса, то быстро найдется тот, кто этим воспользуется. Писание говорит, что в последние времена будут и ложные делатели чудес и масса христиан, гоняющаяся за ними: “Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мк. 13:22). То есть, в последние времена будут верующие, которым будет непросто распознать того, кто стоит за вполне реальным “чудотворением”.
Я думаю, что противоядие от обмана состоит именно в практике постоянного наблюдения великих дел Божьих. В деле их понимания и провозглашения. Недаром приказано и говорить и петь об этом всем без исключения: “Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его” (Пс. 95:1-3).
Второй путь – это воспоминание великих дел Божьих. Этот способ практиковал царь Давид в самых сложных ситуациях своей жизни: “Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи” (Пс. 62:6-7). И это не сложно делать, так как “памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь” (Пс. 110:4)
И, конечно же, молитва. Чудеса с большой буквы не лезут сами в глаза и не служат ответом на наши отчаянные потребы. Чтобы их видеть, надо просить об этом. Прикладывать усилие в тайной комнате. Сказано так: “Откровения Твои — утешение моё, советники мои… Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих” (Пс. 118:24-27). Если оторваться от пестрых лент соцсетей и направиться в тайную комнату, то Бог ответит, и мы сможем жить в пространстве истинных чудес каждый день. От такой постоянной практики будет развиваться и наше различение того, что истинно и того, что ложно. И мы сможем говорить Богу так, как закончил свои молитвы царь Давид: “Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь” (Пс. 71:18-20).