ПЛОДЫ ИЗ РАЯ

Христианский писатель К.С. Льюис сделал интересный набор архетипов в своем романе “За пределы безмолвной планеты”. Среди населения далекой планеты были сословия поэтов, ученых, технарей и др. И нельзя сказать, чтобы поэты были совсем лишены практических навыков или ученые были бесчувственными “сухарями”. Просто в каждом сословии была ярко выраженная доминанта. Умственная, эмоциональная или практическая.

Нечто подобное этим сословиям наблюдаешь при посещении разных поместных церквей. В одной собираются интеллектуалы, обожающие разбор Слова, герменевтику, экзегетику и прочие умственные вещи. В другой пылает атмосфера раскаленных эмоций. Люди живут вдохновенным поклонением, восторгом от Бога и печалью от греха. В третьей ощущается сила дисциплины и могущество служений, настойчиво добивающихся наилучшего урожая для Царства. При этом, все эти церкви исповедуют один и тот же символ веры, стоят на том же Писании и водимы тем же Духом Святым. “Одно тело и один дух,… один Господь, одна вера, одно крещение” (Еф. 4:4-5). Как же так, что они все настолько разные?

Я обратил внимание на то, что во многих церквях есть свой подсознательный доминантный портрет Бога. В одной, – это портрет, нарисованный пророком Исайей, когда он говорит о Духе, пребывающем на Иисусе Христе: “и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине;…И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина” (Ис. 11:2-5). Это портрет, на который откликается умственная доминанта. Здесь очевиден главный набор характеристик: премудрость, разум, ведение, правда, истина. То есть, глубокое знание, безошибочное суждение, мудрость свыше, которая превыше человеческой логики. И вся эта мощь интеллекта Божьего завернута в характеристики, которые на первый взгляд не сопутствуют ей, – праведность и страх Господень (“страхом Господним исполнится”). Очень интересное сочетание, напоминающее плод, у которого сердцевина сладкая, а кожура с кислинкой. Вместе они создают уникальный вкус. Ведь если есть знание и ведение, и премудрость, – очень часто человек начинает гордиться этим. И может стать самоуверенным. Ему чужды страхи и сомнения в вынесении собственного вердикта. Но не так у Духа Святого. “Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием” (2 Цар. 23:3). Его Премудрость позволяет судить по истине только в страхе Господнем.

Второй портрет дал апостол Павел в послании к Галатам, когда описал плод Духа так: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22-23). Здесь, обратите внимание, совсем другой акцент. Нет ни ведения, ни премудрости. Зато есть целый букет превосходнейших эмоций и характеристик поведения. И, опять, та же “кожура на яблоке”. Все эти превосходные чувства и образы поведения как бы завернуты в “воздержание”. Или, более точно, в “самодисциплину”. Казалось бы, опять, не может быть ничего более несовместимого, чем дисциплина и человек, живущий в таких эмоциях. Поющий от радости, идущий напролом по вере, пылающий от любви. Но все эти чувства управляются и имеют полноту только при успехах в “самодисциплине”. “Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим” (Притч. 25:28). И это тоже портрет Духа Святого, на который так откликается эмоциональная доминанта. 

Третий портрет Духа Святого – пророчество Отца об Иисусе: “Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова” (Ис. 42:1-4). Здесь нет акцента на ярких эмоциях или видимом действии глубокой премудрости. Зато есть точное описание несгибаемой воли и железной настойчивости в достижении поставленной цели: “не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда”. Портрет Личности, которая производит праведный суд, суд по истине. Личности, которая добьется своей цели полностью и везде. И при этом, опять, то же противоречие кожуры и самого плода. Все эта волевая установка завернута в мягкость и милосердие, чтобы не надломить треснувшего, не угасить едва горящего. Без публичных криков и шоу. Тихим голосом. Это портрет Духа Святого, на который так хорошо откликается волевая доминанта. 

Закономерный вопрос – в чем цель этих разных портретов Духа Святого? За каким из них следовать? Ответ дан апостолом Павлом в 2 Кор. 3. В этой главе Павел говорит о служении Духа Святого в понимании Писания. И заканчивает описание этого замечательного служения такими словами: “Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3:18). Применительно к описанным трем портретам, можно перефразировать эти слова, сказав, что через откровение Духа Святого мы рассматриваем разные стороны Божьей души – сквозь всё Писание. Его души, проявляемой в поведении героев Библии и в диалогах Бога со своим народом. Через откровение мы начинаем понимать Его мысли, Его чувства и Его волю. И, рассматривая каждую из этих сторон Бога, мы преображаемся в Его образ, переходя от славы премудрости Божьей к славе Его любви к нам. От славы Его долготерпения к славе Его настойчивости в нашем спасении.

Мы все разные. В ком-то Господь изначально заложил готовность переживать эмоции Божьего сердца. Таким людям легко откликнуться на поведение апостола Петра, который сразу же прыгает с лодки вплавь при одном указании, что на берегу может оказаться Господь. Но они, возможно, будут утомляться от “чрезмерной учености” своего собрата. (Как, судя по всему, чувствовал Петр в отношении апостола Павла, 2 Пет. 3:16). Если же Бог заложил в кого-то исходную доминанту восхищения Божьей премудростью или Божьей волей, такие люди, наоборот, воскликнут вместе с тем же апостолом Павлом: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим 11:33). 

Тот факт, что в каждом из нас по разному откликаются мысли, чувства и желания, не означает, что мы так и останемся в этом состоянии. Цель Божья в том, чтобы мы постоянно росли во всех этих направлениях. Переходили от славы в славу. И потому Он снабдил Церковь всеми видами служений, которые помогают нам преображаться в Его образ, – “к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:12-13). 

Поэтому, давайте будем почаще вглядываться в черты любимого портрета (Ис. 11:2-5, Гал. 5:22-23, и Ис.42:1-4) и стремиться двигаться вверх в духе, “преображаясь в тот же образ от славы в славу”! 

Это фрукты из Божьего сада, плоды Духа: сила в оболочке мягкости; пламень в оболочке дисциплины; знание в оболочке смирения. “Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”! (2Тим 3:17).