За пятьсот лет до возникновения церкви в Эфесе, местный горожанин, Гераклит, ввел в обиход такое понятие, как “логос”. Оно включало в себя два значения: СЛОВО и СМЫСЛ. (Оба значения были в обиходе. Под вторым значением “логоса” понимали возможность показать смысл происходящего, его причину и вынуть из этого убедительные доводы для слушателей). Как утверждает предание, именно в этот город вернулся с Патмоса апостол Иоанн и здесь же написал свое евангелие. Евангелие начинается словами, которые сразу врезаются в разум, когда впервые читаешь эти строки: “В начале было Слово (ЛОГОС), и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть” Ин. 1:1,3). Указывая на Христа, Иоанн по сути говорит, что Он – это “от начала сущие”, созидающее СЛОВО и СМЫСЛ для всего происходящего. И добавляет в это описание: “В Нем (в ЛОГОСЕ) была жизнь, и жизнь была свет человеков”.
Эти первые строки евангелия от Иоанна отвечают на самые жгучие, вечные вопросы о сущности и смысле жизни. Апостол показывает, что Иисус это и есть ЖИЗНЬ, а также и ее СМЫСЛ. Возможно, это звучит туманно, поэтому давайте поговорим чуть подробнее об этих двух понятиях Царства Божьего. О том, что есть жизнь, и в чем заключается ее смысл. Понимать это принципиально для духовного состояния любого верующего.
С биологической точки зрения жизнь – это активная форма существования материи, совокупность физических и химических процессов, протекающих в организме. А вот специалисты по космосу из NASA упростили и расширили это понятие, поскольку предполагали контакты c внеземными цивилизациями. Они определили жизнь как «самоподдерживающуюся химическую систему, способную к дарвиновской эволюции». Оба определения звучат мудрёно. А главное то, что они далеки от истины. На самом деле, жизнь – это знать Отца и посланного Им Сына (Ин. 17:3). Так говорит ЛОГОС, так говорит сама ЖИЗНЬ. Знаешь мысли, чувства и желания Отца, понимаешь зачем и для чего Он послал Сына, растешь в этим знании – значит ты живой. Не знаешь, не понимаешь и не растешь, значит ты или уже труп, или весьма близок к смерти.
Если принять это определение к сердцу, то мы увидим картину, разительно отличающуюся от привычной. Увидим то, что можно увидеть с небес, глядя на землю. В духовном смысле наш мир населен преимущественно “зомби”. Живыми трупами. И, как положено зомби, эти существа очень активны. Столетие за столетием Иисус наблюдает, как они “едят, пьют, сажают, строят, покупают и продают, женятся и выходят замуж” (Лк.17:27-28). А при этом всем они – мертвецы. Согласно определению Жизни. Можете сами дорисовать эту картину, в которой кипучая деятельность мертвецов озаряется кое-где светом, исходящим из тех, кто жив. Картина, в которой фигурируют от рождения “мертвые по преступлениям” и “умершие заживо”, получится вполне библейская, судя по письмам апостола Павла (2 Еф.1-3; 1Тим. 5:6).
Теперь, понимая status quo окружающей нас жизни, можно задать вопрос и о ее смысле. Божий ответ на него, опять же, будет разительно отличаться от человеческого. Хотя бы потому, что никто, кроме верующих, ответа не знает. И каждый придумывает свое собственное определение. “Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть его вообще не найти…единственная цель жизни – это сам процесс существования”, – сказал Зигмунд Фрейд, с поддержкой множества других ученых, одинакового с ним мнения. “Ученый не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?”, – справедливо заметил Лев Толстой.
Но ответ есть. Вот что говорит СЛОВО ЖИЗНИ: “все Им и для Него создано…и все Им стоит” (Кол.1:16). А также: “у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им” (1Кор. 8:6). Перефразируя, можно с уверенностью сказать, что смысл жизни в том, чтобы “истинною любовью все возвращать в Того, Который есть глава Христос” (Еф. 4:15), так как все для Него создано. Возвращать наше всё Отцу, так как мы для Него созданы и Им должны жить. Все наши мысли, чувства, желания и дела должны быть для Бога. Это и есть смысл жизни согласно Писанию. Если его нет, то дело плохо. Впрочем, это очевидно: какой смысл жизни может быть у мертвеца? Поэтому, дадим общий итог: ЖИЗНЬ – это знать Отца и Сына, а ее СМЫСЛ – с любовью направлять к Ним все свои мысли, чувства, желания и дела.
А теперь следующий вопрос. Можем ли мы попасть в состояние живого трупа? Как бы ни хотелось сказать “окстись!”, СЛОВО говорит, что можем. Это диагноз, который Иисус поставил церкви в Сардисе. Он сказал: “ты носишь имя, будто жив, но ты мертв” (Откр. 3:1). То есть, ты – зомби; живой труп, полный активности. Но разве они не делали “правильные” дела? Скорее всего, делали. Наверное, собирали пожертвования, пели в хоре, строили и ремонтировали здание церкви… Дела были разные, но они не засчитывались. Судя по диагнозу, в этой церкви, за исключением “неосквернившихся нескольких”, находились или “живые трупы” или люди, близкие к этому состоянию. Они не знали ни Отца, ни Сына и не возвращали Им с любовью то, что думали и делали. Состояние церкви в Сардисе скорее напоминало дела фарисеев, о которых Иисус говорил: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты” (Мф. 23:27).
А теперь – хорошие новости. В отличие от зомби в фильмах ужасов, духовно мертвый или близкий к смерти человек может ожить. Как наш Главврач, Иисус указывает на путь исцеления этих почти мертвых детей Божьих. Именно, детей Божьих, которых Он “предизбрал, выкупил ценой собственной жизни, оправдал и прославил” (Рим. 8:30). План назначенного лечения таков: “Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся… Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти”(Откр. 3:3; 3:2).
Суть лечения, предписанного Христом, заключается в восстановлении ЖИЗНИ и ее СМЫСЛА в духовно умирающих людях. Исцеление состоит в том, чтобы вспомнить свои ощущения жизни и снова почувствовать ее радость и ее смысл. Ведь раньше это уже было “принято и услышано”, но потом потеряно. Поэтому, первое, что требуется, – это вспомнить свой собственный опыт, свои первые шаги, свою первую любовь к Богу. А потом, вторая часть: зная, что ты чуть не умер, покаяться и хранить, защищать свое прежнее состояние. Бороться за него! Не поддаваться ремиссии, не возвращаться к мертвым делам и лишь видимости жизни.
Может показаться, что письмо к церкви в Сардисе написано жестче, чем остальные. Согласно письму, над их головой уже “занесен топор”. Иисус говорит, что появится у них “как вор ночью”, и тогда им не сдобровать. Но надо помнить, что Иисус обращается к той, которая является частью Его Невесты. Пусть она и близка к смерти, но это – Его невеста. Просто по факту того, что она записана в Книге Жизни! Если она покается и будет “бодрствовать”, делая “живые” дела, она в этой Книге останется. И будет одета в белые одежды. Но если она не сделает усилие, чтобы ожить, то она действительно умрет, и тогда Иисус “изгладит” ее имя из Книги Жизни. Вчитываясь в письмо к церкви в Сардисе, видишь “машину скорой помощи”, тормозящую у подъезда умирающего. С тем лишь отличием, что Врач уже стоит у двери, а Его помощник, Дух Святой, находится прямо внутри умирающего, готовый начать исцеление немедленно. Все, что требуется от “близкого к смерти”, это покаяться и вспомнить ощущения, мысли и желания ЖИВОГО человека. Вспомнить, как замечательно было делать “совершенные” с Божьей точки зрения дела.
Это лейтмотив нескольких Писем к церквям. Иисус стоит и стучит в двери остывшей Лаодикийской церкви. Церкви в Ефесе Он предлагает вспомнить высоту, с которой они “ниспали”. В Письме в Сардис также звучит призыв вернуться к Иисусу, ожить и идти в Царство, познавая Отца и Сына. Эта тема актуальна и сейчас. Мы молимся, вспоминая охладевших братьев и сестер по вере. Так хочется, чтобы “полумертвые” верующие оживали, “расправляли крылья, как орлы” (Ис. 40:31)!
Спасибо. Очень верно.