СМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ

Ви́дение – это не только отражение зрительного образа на сетчатке, но и понимание того, что видишь. Если мы видим мчащуюся на нас рычащую собаку, то понимаем, что это опасность, и ищем защиты. Если видим ребенка, протягивающего нам цветок, то понимаем, что это мило, и улыбаемся в ответ. Понимание зрительного образа, в свою очередь, зависит не только от опыта, но и от того, что изначально я собирался увидеть. В поисках потерявшегося кошелька я буду осматривать комнату иначе, чем оценивая состояние интерьера. Я буду настроен увидеть в первую очередь то, что меня интересует.

Эта особенность нашего зрения лежит в основе одного из самых резких и вызывающих высказываний апостола Павла. Говоря об отвержении людьми Бога, Павел утверждает, что у них не может быть извинения, поскольку Бог явно видим! Бог демонстрирует Свою вечную силу и Божественную сущность через рассматривание Его творения (см. Рим. 1:18-20). Следовательно, не принимаются извинения в том, что “никто мне не засвидетельствовал!” или “откуда я мог знать?”. Если хочешь увидеть Бога, увидишь! Продолжая свои рассуждения на эту тему, Павел обращается к тем, кто изначально рассматривал мир с пониманием того, что это все творение Божье. Я думаю, что его обращение адресовано в огромной степени к нам, к живущим в последние времена.  

Если посмотреть на ускорение научно-технического прогресса за последние сто лет, то можно сказать, что мы взлетаем вверх по крутой параболе. То, что открывается за последние десять лет, превосходит все то, что было открыто за предыдущие девяносто. А прорывы, сделанные за последний год, превосходят все, сделанное за остальные года этого десятилетия. Мы стоим уже на пороге операций на геноме человека, солнечных электростанций в космосе и жизни в дополненной, аугментированной реальности. Информация сети делает любого школьника гением по сравнению с Эдисоном, Коперником и прочими учеными прошлого. Практически нет ни одной области нашей жизни, где не было бы серьезных достижений в последнее десятилетие. 

А наряду с этими прекрасными событиями происходит не менее крутое разложение моральной ткани общества, в котором мы живем. Последние 10 лет человечество летит по такой же, если не более крутой кривой, но уже не вверх, а вниз. Легализация однополых союзов и эвтаназия; огромный процент разводов; невиданная ранее глобальная цензура и коррупция и т.д. Ускорение в духовной области – явно со знаком “минус”.   

За две тысячи лет до нашего времени апостол Павел дал ключ к пониманию происходящего. Он сказал, что люди, познавая Божье творение, не воздали славу Богу, создателю всего этого, а перенесли восхищение с Него Самого – на Его произведения. В результате этой подмены мозги стали суетиться по мелкому, “осуетились”, не видя главного. А сердце погрузилось во мрак (см. Рим. 1:21). Это – точный диагноз того, что происходит в наше время. Говоря о достижениях разума, казалось бы, мы наблюдаем несомненный прогресс и прорывы. Но все эти “исполинские достижения” по-крупному не делают людей мудрее и счастливее. На каждую обойму лекарств и медицинских технологий приходят новые болезни и неспособность реагировать на них. Достаточно было понаблюдать год конвульсий всей политической, экономической и медицинской системы во время коронавируса. На каждый прорыв в технологиях безвредного производства электроэнергии приходят климатические катаклизмы (когда, например, штат Техас, лидер нефтегазовой промышленности и главный производитель солнечной энергии страны, на прошлой неделе остался в мороз без света и отопления). И так далее.

Можно бесконечно продолжать перечень того, что делают люди, которые “называя себя мудрыми, обезумели” (ст. 22). Но это только одна часть картины. Вторая, по мнению апостола Павла, это “омрачившееся сердце”. В этом мраке и лежат корни всего аморального безобразия, которое набирает сейчас ускорение. В следующем, 23-м стихе своего пророчества, апостол Павел вскрывает реальную трагедию уже не в разуме, а в сердце. И это, кстати, конкретный удар по всем видам современного искусства. В стихе сказано, что слава бессмертного Творца переносится на смертное творение. По сути, это кредо гуманизма: перенос поклонения и славы с Бога – на человека. Налицо уже не просто признаки, а полномерное свидетельство этого переноса. Психологией, исследующей глубинные переживания человеческой души, пропитаны современные книги и фильмы, пьесы и телешоу. Казалось бы, стоит радоваться. Ведь мы любим людей и должны ценить правдивое отображение их радостей, печалей и проблем. Но почти всегда, когда читаешь хвалебную рецензию на что-то новое, возникает двойственное ощущение. С одной стороны, признание возможного таланта автора, а с другой – понимание его духовной слепоты. Проникновенное описание характеров и событий сочетается с дремучим невежеством в понимании принципов жизни, позволяющих находить совсем другие решения. 

“Слепые вожди слепых” ведут их в яму. А мы – дети света. Они хорошо видят проблемы. А у нас есть ответы.    

После того, как апостол Павел поставил диагноз в Рим. 1:19-23, он показывает развитие этой болезни. Раз украли славу Божью, “то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела” (ст. 24). И в следующих стихах уже идет мрачное описание извращений. Согласно Павлу, вместе с уходом славы Божьей из сердца и разума человека, с них также снимаются “перила ограждения”. “И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства” (ст. 28). Бог, как хороший Отец, ставит “перила”, чтобы дети не падали в пропасть, а радовались и жили с благодарностью в безопасной зоне. Но Он оставляет нам выбор, и если мы не хотим держаться за “перила” – мы предоставлены самим себе. Мы можем делать все, что хотим сами. И результаты не заставят себя ждать. Это одно из страшных наказаний Господа, когда Он снимает Свою защиту по требованию человека.

Мы, дети Божьи, живем в это время. Живем во все более умножающемся сообществе людей с “омраченным сердцем” и “обезумевшим разумом”. Апостол Павел заканчивает свое наставление списком характерных черт таких людей (ст. 29-32). И этот список копирует другой такой же список, который апостол дал Тимофею, указывая на то, что “в последние дни наступят времена тяжкие” (2 Тим. 3:1-5). Мы живем в последние дни. Это наставление для нас. Как оставаться человеком света в такой обстановке? Как не поддаваться приглашению восхищаться славой творения вместо славы Творца?

В классе по истории, в школьные годы, мне повезло. Наш новый “историк” оказался не только эрудитом, но и хорошим учителем. Придя в класс, он столкнулся с проблемой речевого торможения у большинства учеников. Даже те, кто знал заданный материал, говорили очень сбивчиво. Описание исторических событий быстро умирало в виде отрывочных бессвязных фраз. Тогда учитель дал нам совет: “Рассказывайте, все время видя перед собой цель. Задайте себе принципиальный вопрос. И описывайте, что хорошее и что плохое вы видите в данной ситуации, ориентируясь на занятую вами позицию”. Реализованный совет был, как прорыв плотины. Ответы стали осмысленными и глубокими. По сути, учитель задал нам рамку, в которую можно было поместить любое историческое событие. 

Это метод работает и в духовной реальности. В событиях, с которым мы сталкиваемся, нужно искать ответ на вопрос о том, что мы хотим там изначально увидеть? Не просто смотреть, а смотреть с целью. Задавая себе главный вопрос: где здесь Бог? Для чего это все происходит с Божьей точки зрения? Как только мы искренне задаем такой вопрос, мы переходим из категории созерцателей в категорию искателей Божьей славы. Да, мы тоже  радуемся совершенству Его творения. Но где здесь Тот, Кто дает ухо, способное слышать песни, что Он дает в ночи (см. Иов 35:10)? Где Тот, кто образовал глаз такой чувствительности, что он способный видеть единичный фотон? (см. Пс. 93:9). Что ОН думает? Эти вопросы, постоянно практикуемые, становятся рефлексом при встрече с любым новым событием, человеком или явлением. Где здесь Божья слава? В чем она?

Искателей Божьей славы можно уподобить страже у ворот города. Мы противостоим попаданию внутрь всего того, что ворует славу у Бога. Всякое превозношение, восстающее против познания Божия, мы пленяем и сажаем на карантин (2 Кор. 10:5). До тех пор, пока не выясним, что тут для славы Божьей. Но если мы распознаем Божью славу, то поднимаем ворота своего сердца и принимаем истину: “Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!  Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы” (Пс. 23:9-10). 

Пророк Аввакум записал видение от Господа на последние времена: “отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет” (Авв. 2:2-3). И в нем, в этом видении, есть такие слова: “земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море” (ст. 14). Как бы ни омрачался разум людей, предпочитающих славу человеческую славе Божьей, как бы ни омрачалось их сердце, но познание славы Господа наполнит всю землю! 

Давайте смотреть вокруг с целью, друзья. Смотреть, чтобы видеть. Смотреть с вопросом о славе Божьей на кончике языка, на воротах нашего сердца.