УРОКИ МОГУЩЕСТВА 

В одной из песен восхождения псалмопевец говорит: “Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего” (Пс. 131:8). Выражение “ковчег могущества” сразу же притягивает внимание. В течение многих лет ковчег представлялся неким военным палладиумом. На тему борьбы за это сверхъестественное оружие успели пофантазировать изрядно в многочисленных книгах и фильмах. И для этого есть библейские основания. Когда Бог вел Израиль в землю обетованную, ковчег был символом Божьей силы и гарантией победы над врагами: “Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!” (Чис. 10:35-36). Ковчег был обложен золотом, что по-крупному не играло никакой роли. Дело было в его содержимом, и потому сквозь все Писание он называется “ковчегом завета”. Так же, как во многих видах современного оружия сердцем является ядерный реактор, Сам Бог, верный Своему “завету”, был ядерным реактором военной мощи ковчега. У этого оружия был необыкновенный “включатель”. Чтобы получить доступ к оружию, надо было чистосердечно вступить в “завет”. Иначе оно не работало. “Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их” (Евр. 10:16). Во 2 Кор. 3:3 сказано, что письмо Христово вырезано прямо “на скрижалях сердца”

Обратите внимание, что верности нескольких человек было недостаточно. Требовалось большинство народа, так как “завет” был заключен именно с ним. Со всем народом.  Военная история Библии показывает многочисленные примеры того, как это работало. 

Бог показал Израилю принцип действия завета сразу же по выходе из Египта. Он сказал: “…если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов,…царством священников”…И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним” (Исх. 19:5-8). Слушаешься и соблюдаешь, значит, можешь повернуть “включатель” в ковчеге могущества. Будешь побеждать. Но когда была поставлена боевая задача идти и овладеть обетованной землей, большинство лидеров, пошедших на разведку, испугалось врагов. Несмотря на завет и ковчег могущества. Их свидетельство, в свою очередь, убило веру в завет у всего народа. Начался бунт, и в ответ на их отступничество Господь хотел отправить израильтян обратно в пустыню. Тогда они решили, что могут войти обратно в обещания завета, если таки пойдут воевать. Моисей пытался их остановить: “Не ходите, ибо нет среди вас Господа… “Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их” (Чис. 14:42-45). 

Оружие не “включалось”, так как большинство народа не хотело входить в завет через сердце. Прошло много столетий, и та же ситуация, которая имела место при первом судье Израиля, Моисее, повторилась при последнем судье, пророке Самуиле. Филистимляне в очередной раз разгромили Израильтян: “И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших” (1 Цар. 4:3). Принесли ковчег и крепко обрадовались Израильтяне. Равно как и устрашились Филистимляне. “И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят” (1 Цар. 4:10-11). Опять оружие “не сработало”. 

У обеих историй есть один общий знаменатель – ошибочная уверенность в том, что Сам Бог, Бог великий и страшный, выступал против врагов Израиля. А Он не выступал. И ошибка народа становилась смертельной. По Божьей милости у обеих историй есть ободряющее продолжение. После погибшего в пустыне поколения восстало новое, которое научилось понимать принципы могущества. Большинство из нового поколения оставалось верным завету до конца жизни (Нав. 24:31). И это поколение с победой вошло в обетованную землю.

Победный конец второй истории тоже впечатляет. Прошло 20 (!) лет с момента поражения и взятия ковчега. Судя по сроку, опять сменилось поколение. “И обратился весь дом Израилев к Господу” (1 Цар. 7:2). Главным стало желание сердца вернуться в завет прежде, чем апеллировать к его силе. И вот какое наставление дал им пророк: “И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных… и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу” (ст. 3-4). Результат не замедлил. В очередной раз, услышав о вступлении Израиля в завет, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но “Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем… И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь” (ст. 10-12).

 Самуил поставил камень именно на том месте, где 20 лет назад произошло поражение. “До сего места помог нам Господь”. Это очень интересное определение, сказанное человеком, лично с которым Господь был постоянно (см. 1 Цар. 3:19, 7:13). Самуил в смирении показывает предел и условия, которые Господь назначает для высвобождения Своей силы. Никто не может сказать “С нами Бог!” и направиться воевать по собственному усмотрению. Весь опыт Божьего народа учит этому, но мало кто “размышляет о путях древних”. Всматриваясь в следующие столетия, трудно сосчитать количество сражений, которые  прошли именно под девизом “С нами Бог!”. Раздавался воинский клич “Nobiscum Deus!”, и римляне завоевывали народы. Крестоносцы отправлялись “воевать за гроб Господень” со словами “Deus vult”, невзирая на то, что эти войны сопровождались грабежами и инквизицией. Спустя века, с другой стороны Европы эхом откликнулись слова “Gott mit uns!”, и солдаты немецкого кайзера уверенно пошли в атаку под этот клич. 

Всё это по-человечески понятно. Когда наступают сложные времена, так хочется, чтобы Господь был на твоей стороне! А еще лучше, чтобы Он шел рядом и вел тебя к победе: “С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас” (Пс. 43:6). Но с нами ли Господь? Находится ли наш народ сердцем в завете с Ним, чтобы нам призывать его твердо наступать на врагов? 

Бог верен. Он остается верен своему завету ЛИЧНО с каждым из нас даже тогда, когда мы неверны! (см. 2 Тим. 2:13). Он прощает наши слабости и измены, если приходим к Нему с чистосердечным покаянием. Слава Ему и огромная благодарность. Никто не сможет вырвать нас ЛИЧНО из Его руки, если мы сами не откажемся от Него. 

Но судьба ВСЕГО НАРОДА и высвобождение Божьего МОГУЩЕСТВА здесь и сейчас зависят от волеизъявления большинства народа. А мы живем во время усиливающегося отступничества (2 Фес. 2:3). Количество охладевших будет увеличиваться (Мф. 24:12), хотя градус посвящения любящих Бога всем сердцем будет подниматься (Рим. 5:20). Невероятная динамика! В этой обстановке нам надо быть особенно внимательными к тому, чтобы не давать ложных надежд для победы тем, кто ищет МОГУЩЕСТВА Божьего в обход ПОСВЯЩЕНИЯ. 

Если “смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их” (2 Пар. 7:14). Так говорит Господь, и да будет так! Но если не смирится большинство народа, не обратится от своих худых путей, то Бог не простит и не исцелит. И мы не можем, не должны падать духом, когда это происходит. Всегда радостно быть СВИДЕТЕЛЕМ на фоне победы. Но не менее почетно быть СВИДЕТЕЛЕМ верным и во времена отступничества. Когда пророк Даниил описывал наши дни, то сказал так: “И разумные из народа ВРАЗУМЯТ МНОГИХ, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа… для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока” (Дан. 11:33-35). Церковь-Невеста приготовит себя в испытаниях (см. Откр. 19:7-8)! Она будет “блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами” (Пес. 6:10). И пророчество Даниила заканчивается словами: “И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда” (Дан. 12:3).