2021-й ГОД ЛЕТА БЛАГОПРИЯТНОГО

Ушедший 2020-й год напоминал военные годы по глобальности перемен. Весь мир изменился и, судя по событиям конца декабря, возвращаться в прежнее состояние он не собирается. По крайней мере, в этом наступившем году точно не собирается. Из чего следует необходимость оценить существующие тренды и посмотреть на долгосрочные перспективы для детей Божьих. Очевидны, как минимум, два факта: расширение виртуальной реальности и возрастание тревоги. 

Благодаря борьбе с пандемией, обособление людей массово погрузило их в интернет. И здесь для них всегда готова “достойная встреча”, так как все основные платформы оснащены искусственным интеллектом. Обладая полным профилем наших интересов, они могут грамотно помогать нам в онлайн покупках и развлечениях, дистанционной работе и учебе, интернет-знакомствах и отрежессированном общении в соцсетях. Этот тренд будет еще больше развиваться в следующем году и повлечет за собой еще большее изменение идентичности онлайн граждан. Безграничный доступ к информации, к сожалению, никак не связан со взлетом морали или разумением задач в собственной жизни. Скорее, наоборот, возникает все большая нужда в “поводырях” для людей, блуждающих по огромному рынку информации. Эта нужда профессионально отвечается маркетологами. Поэтому будет формироваться информационно напичканное и легко управляемое поколение общества онлайн.

Второй тренд – это разрушенные стереотипы привычной жизни и разнообразие тревог (как реакция на эти изменения). Проблемы с работой; отложенные на следующий год результаты пострадавшей экономики; куцее здравоохранение, которое не способно адекватно реагировать – ни в одной стране мира… Эти и многие другие сопряженные проблемы приводят к жизни в условиях постоянного давления и тлеющего психологического стресса. Недаром одним из самых развивающихся направлений считается терапия психического здоровья. Например, количество подписчиков “Headspace” – мобильного приложения, обучающего людей медитативным техникам снятия стресса, – обгоняет подписки на все другие приложения. 

Причины этих трендов, разумеется, духовные. Слово Божье говорит, что даже такая хорошая вещь как рост знаний сама по себе ничего хорошего не дает: “Безумствует всякий человек в своем знании…”  К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума” (Иер. 10:14; Пр. 17:16). Причина конечной бесполезности знаний вне Бога очевидна, так как разум – познание Святого (см. Пр. 9:10). 

И вот, в этой картине нам требуется увидеть долгосрочные перспективы. Хотя бы на следующий год. Что можно противопоставить происходящему? Привычная реакция молящихся людей – просить Господа об изменении огорчающих нас обстоятельств. Если этого не происходит, то просить об изменении нашего отношения к ним. Ведь если мы будем понимать конечную благую цель происходящего или хотя бы видеть сверхъестественное участие в происходящем любящего нас Бога, то нам будет гораздо легче идти по жизни. Призывы к вере в благость Божью звучат повсеместно. Это хорошо и правильно, но ведь кроме призыва должен быть еще и практический способ духовной поддержки верующих. Иначе правильный призыв так и останется лозунгом минутного действия.

Бог – благой Учитель. Он дает нам урок в 26-м псалме. Вы, наверное, уже заметили, что мы очень любим этот псалом, особенно стих духовного посвящения 26:4. При этом, однако, псалом 26 – это боевой псалом. Это молитва воина, стоящего в окружении превосходящих его врагов. Давид говорит, что есть способ не бояться и не страшиться в момент, когда враги готовы “пожрать твою плоть”, когда ты – в окружении целого полка, идущего на тебя войной. Молитва Давида в этот момент не об изменении обстоятельств, иначе он просил бы военных преимуществ. Он также не просит изменить свое понимание происходящего. Например, отнестись философски к перспективе “пожирания его плоти” врагами, как попробовал бы сделать какой-нибудь медитирующий буддийский монах. Вместо этого, Давид молится очень странной молитвой. “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его” (Пс. 26:4). Он тут же поясняет результат этой необыкновенной просьбы: “ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом” (ст. 5). Человеческой логики в этой просьбе нет никакой: момент, когда тебе собираются отрезать голову, – не самый подходящий для созерцания чьей бы то ни было красоты. Но Давид указывает на путь спасения: когда тебя готовы съесть, надо добраться до лица Божьего, погрузиться в созерцание Его красоты и, тогда, там тебя спрячут. Поставят на непоколебимую и недосягаемую скалу с такой гарантией защиты, что ты, с ликованием и пением, сверху вниз будешь глядеть на то, как твои враги спотыкаются и падают. 

Очевидно, что речь не шла о спасении внутри шатра полотняной скинии. Даже царь Саул не остановился перед убийством священников скинии, помогавших Давиду (1 Цар. 22). Тем более не остановились бы филистимляне. Давид просил о сверхъестественном переходе в духовный храм Божий. В него невозможно было попасть по плоти. (Да и не существовало вовсе на то время никакого храма.) Смысл этого перехода, этой загадочной духовной “нуль-транспортировки” был в том, чтобы спастись прежде всего не по плоти, а по духу. Речь идет о внутреннем человеке.

Известный французский писатель Ф. Стендаль хорошо разбирался в военных действиях, так как был офицером наполеоновской армии. Ему принадлежит интересная фраза: “Страх вовсе не в опасности, он в нас самих”. Мы с вами проигрываем битву прежде всего тогда, когда ее проигрывает наш внутренний, духовный человек. Все остальное – следствие. Когда атакует страх и внутренний человек слабеет, теряя веру, страх уже победил. Внешние результаты не замедлят сказаться. Поэтому, принципиальная задача для окруженного тревогой и страхом человека – найти опору. Найти Кого-то, Кто больше страха, Кто велик и прекрасен в Своей силе. Давид просит об этом. Созерцание красоты, силы и славы Господней (Пс. 62:3; Пс. 26:4 и др.), как скоростной лифт поднимает только что падавшее сердце внутреннего человека. Это часть “духовной физиологии”. Бог сделал нас так, что когда мы смотрим в духе на Его красоту и силу, мы преображаемся в тот же образ (2 Кор. 3:18). Наш внутренний человек усиливается от видения Господа в Его славе! Это сверхъестественный процесс, и многие святые пользовались им. Более того, он многократно описан в Писании. Например, Моисей, который только что пережил одно из самых страшных событий отступничества (когда оставшиеся Божьи люди должны были “убивать каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего” (Исх. 32:37), заступает народ перед Господом и просит Его показать Свою славу (Исх. 33:18). Тот же принцип: покажи мне Свою славу, чтобы усилиться моему внутреннему человеку, чтобы я смог идти дальше с поднятой головой и верой в то, что Твоя красота и сила со мной!

Может быть, у вас в голове промелькнула мысль: “Ну, это Моисей… Мне так не жить… Что общего между его ситуацией и моей?” Давайте извлечем несколько вполне практических шагов из описанных эпизодов. Как нам “созерцать красоту Господню во святилище”, как  мы можем “видеть славу Господа” ? Бог сам дал ответ на эти вопросы, когда сказал Моисею, что проведет СВОЮ СЛАВУ мимо него и провозгласит СВОЕ ИМЯ. “И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный” (Исх. 34:6). Это провозглашенное имя есть печать Божьего характера, вершина Его славы. ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ. ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ. МНОГОМИЛОСТИВЫЙ. ИСТИННЫЙ. Именно в это надо всматриваться нашему духовному человеку, когда нас начинает теснить тревога, когда “унывает наша душа и смущается”, когда страхи готовы “пожрать нашу плоть”. Молитвенно вглядываться в каждую грань Божьего прекрасного сердца. Да, это кажется странным в тесных обстоятельствах, но чем больше мы созерцаем это великолепие в своей жизни, вспоминая бесчисленные примеры Божьей любви и милосердия, и терпения, и правды, тем сильнее становится наш внутренний человек. Из сердца, созерцающего красоту Иисуса, восстает воин, как бы расправляющий плечи: “Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои” (Пс. 17:33-37). 

Это происходит хотя бы по той причине, что мы начинаем видеть неразрывное единство красоты и силы Иисуса, описанное в 44-м псалме. Того, Кто “прекрасней сынов человеческих”, там не просто славят, но и просят: “препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды” (Пс. 44:4-5). Здесь идет указание на внешний результат полученной духовной силы, победы внутреннего человека над страхом окруживших его врагов. А, кроме того, Господь не имеет обыкновения забывать про Своих детей. Когда Он укрыл тебя в Своей скинии, поставил на скалу и дал силу, то Он “поспешит и воссядет на колесницу ради истины”. И тогда несдобровать врагам: “Остры стрелы Твои; – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя” (ст. 6). 

Я думаю, что именно об этом пути учил апостол Павел, когда описывал свое духовное состояние: “Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем…” (2 Кор. 4:8-9). Именно в этом состоянии он одерживал победы, “взирая на славу Господню и преображаясь в тот же образ от славы в славу”. Это рядом стоящие строки одного и того же письма! И потому, Павел говорил так: мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно” (2 Кор. 4:16-18).

Апостол считал этот путь настолько важным, что учил ему во всех церквях. Вот как он молился об Ефесянах и остальных верующих: “Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа,…да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф. 3:14,16). Наш Отец отвечает на эти молитвы. По-прежнему стоит лето благоприятное, хотя дни все короче. По-прежнему продолжается выполнение миссии Его Сына, которая состоит в том, чтобы “возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – одежда славы” (Ис. 61:3). Бог отвечает на наши молитвы и отвечает особенным образом в трудные времена. Далеко не всегда происходит изменение внешних обстоятельств драматическим образом. Но всегда происходит драматическое изменение нашего состояния, когда мы “видим Его красоту и силу Его во святилище”. Там мы одерживаем первую и главную победу. Там возносится наша голова над врагами. 

А вслед за этим Господь имеет обыкновение делать чудеса нестандартным образом. Приходилось вам переживать чудеса, о которых вам было бы сложно рассказать с трибуны большого собрания? Просто по причине того, что для других людей это и не чудеса вовсе, ведь их можно объяснить обычной логикой, вероятностью того, что это могло произойти и без сверхъестественного Божьего вмешательства. Ну, подумаешь, вдруг поддержали деньгами…. Ну, стих неожиданно увидел в тему; выздоровел чуть быстрее; помирился как-то глубже, чем обычно… Это ведь со всеми бывает, это не Красное море напополам. Но про себя вы точно знаете, что это был Господь!!! И это было пусть маленькое, местного масштаба, но ваше очень личное чудо! Хоть и не выйдет поразить чье-то воображение, но вам самим Господь содействовал, и вел вас, и защищал. И таких примеров десятки и сотни, и тысячи в жизни любого верующего, просто мы не склонны ахать, а проходим мимо. Хотя, на самом деле, это ради вас лично в очередной раз “препоясал Себя по бедру мечом Своим Сильный, славою Своею и красотою Своею. И в этом украшении Своем поспешил, воссел на колесницу ради истины и кротости и правды”

Мы начали 2021-й год, в который перенесли тревоги и нестабильность прошлого года. И нам предлагают виртуальную реальность, в которой, анализируя нашу почту и соцсети, и статданные, нас знают лучше, чем мы знаем себя сами. Но против этой виртуальной реальности есть реальность Царства, храма и скинии Давидовой. Против страхов есть крепкая башня Божьего имени, в которую “убегает праведник и безопасен” (Пр. 18:10). 

Пусть 26-й военный псалом Давида будет пророческим путем спасения и силы для всех нас в наступившем 2021-м году. Мы молимся о вашем укреплении во внутреннем человеке! “Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и здравого ума”! (2 Тим. 1:7)! 

One thought on “2021-й ГОД ЛЕТА БЛАГОПРИЯТНОГО”

  1. Спасибо за слова утешения! Оказывается, очень важно напоминать себе Божьи обетования, по-новому осмысливать Библию, каждый день проводить в общении с Господом.
    Благословений вам в вашем служении! Сил духовных и физических в новом году и на много лет в будущем.
    Ваша сестра во Христе Наталья.

    PS. Небольшая опечатка: Исход 32:37. Вместо 37 стиха нужно написать – стих 27.

Comments are closed.