Когда апостол Иаков убеждает нас не обманывать самих себя и быть “исполнителями слова”, а не просто “слушателями” (Иак. 1:22-25), он порой ставит нас в довольно жесткую ситуацию. Например, ситуация “Филиппийцам 4:8”. Как нам быть с указанием: “братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте” (Фил. 4:8)? Как можно “помышлять” только об этом? Как быть “исполнителем” такого слова? Да, конечно, в жизни случаются эпизоды в стиле Робинзона Крузо, когда вокруг нет ни людей, ни интернета. На необитаемом острове, думаю, гораздо легче выполнять Фил. 4:8. А в реальности? Мы повсюду видим и слышим не “достославное”, не “любезное” и не “справедливое”. Как защитить свои мысли и при этом не вывалиться из реальности – в наивный мир Белоснежки? Или в изоляцию Робинзона Крузо?
Ответ есть. Писание говорит, что у “продвинутых” христиан “чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:14). То есть постепенно развивается привычка “различать”, думая, при этом, только о хорошем. У вас получается?
На первый взгляд, Фил. 4:8 напоминает, скорее, описание светлого будущего в Царстве. Там можно всем верить и всему радоваться, так как участь всех лжецов и подлецов – “в озере, горящем огнем и серою” (Ин. 21:8), а не в Царстве. А вот на земле у нас не так. Стоит только вспомнить богатый набор выражений типа “пудрить мозги”; “водить за нос”; “пускать пыль в глаза”; “вешать лапшу на уши” и т.п., и мы сразу чувствуем необходимость воевать за правду. А не защищать свои мысли согласно Фил. 4:8. Из желания “воевать за правду” вытекает интерес к разоблачениям. Например, пропаганда “пудрит мозги”, а “разоблачители” выводят “пропагандистов” на чистую воду. И нам в удовольствие это наблюдать. В первый момент. Разве не выглядит это как торжество справедливости? Как исполнение Фил. 4:8? Но почему тогда возникает скверное чувство от радостного тона “разоблачителя”? На поверхности есть желание сказать: “Правильно,так ему и надо нехорошему человеку!”, а внутри – ощущение огорчения?
Только глазами сердца можно увидеть истинную картину. Глазами здравого смысла видится “торжество справедливости”: плохой врет, а хороший выводит его на чистую воду. Глаза же сердца видят не хорошего или плохого человека, а двух слепых, погруженных в смесь добра и зла, которые они не различают. Ведь Божья логика отличается от человеческой тем, что она пронизана Духом Святым, и потому судит не так, как судит человек. Человек смотрит на лицо, а Бог на сердце (см. 1 Цар. 16:7). И потому, если “разоблачитель” радуется тому, что ему удалось уличить и наказать лжеца, то его логика ошибочна. Бог сожалеет о бедственном положении, в котором оказывается человек (см. Иоил. 2:13). Он сожалеет даже о тех, которые попадают в беду по своей собственной воле, отступив от истины. Если бы “разоблачитель”, доказав вину обманщика, ревновал о его восстановлении, тогда его логика была бы верной. Божьей. Но если он получает удовольствие от наказания, не заботясь о помощи наказуемому, то он действует по плоти, а не по Духу. И, потому, перед Богом оба будут неправы. Оба упадут в яму.
Один из запоминающихся уроков по физике – это “дисперсия света”. Явление, при котором белый свет, падая на призму, разлагается в радужный спектр. Как показал Ньютон, то, что нам видится белым, на самом деле есть смесь различных цветов и оттенков радуги. По аналогии, можно сказать, что существует “духовная дисперсия”. То, что глазами плоти видится, как белое и правильное, в духовной реальности состоит из смеси сложных компонент. Поэтому необходимость приобретать опыт в “различении добра и зла” и указана в Послании к Евреям, как высокий приоритет.
Фактически, мы не можем оставаться в Фил. 4:8, не различая духовно увиденное и услышанное нами. Первым шагом должно быть молитвенное восприятие смешанной картины с последующим ее разложением на добро и зло. А второй шаг такого духовного восприятия – это правильная реакция в ответ на увиденное. Ее лучше всего описал апостол Иаков в том же письме. Он сказал: “Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы” (Иак. 5:13). Иными словами, если перед тобой зло, то это приглашение к ходатайству для устранения зла. Если перед тобой добро, то это приглашение к благодарению. Это наставление в равной степени относится и к нам самим, и к тем людям, на чье поведение мы реагируем. Если человек лжет, то вместе с доказательством правды должно быть ходатайство о его восстановлении. Если это неверующий, то об его обращении к истине. Ну, а там, где есть “добро”, – это повод быть благодарным Богу. Даже, если добро приходит от неверующего. Ведь Бог дает свое солнце и злым, и добрым (см. Мф. 5:45).
Для того, чтобы двигаться к совершенству и приучать чувства к “различению добра и зла” (Евр. 5:14), стоит время от времени практиковать одно полезное упражнение. Попробуйте назначить себе день, когда вы будете заниматься преимущественно одной задачей: жить во исполнение Фил. 4:8. Работать или отдыхать, говорить или молчать, радоваться или огорчаться, но все время делать это, стараясь прожить Фил. 4:8. Постарайтесь помнить, что при соблюдении этого стиха важно не “зеркалить” негативные картины, а обращаться по каждой из них к Господу для духовного разложения увиденного или услышанного на добро и зло. С правильной последующей реакцией: ходатайством или благодарением. Попробуйте это упражнение. Да благословит вас Господь!
Будем очень рады, если вы поделитесь своим опытом.