НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Независимо от личных качеств, есть та часть человеческого достоинства, которую определяет принадлежность к своему народу. Это легко можно увидеть в поведении человека, попавшего в другую страну. Если эта страна ниже по своим социальным, экономическим и другим показателям, то человек будет гордиться тем, что он иностранец. Представитель более уважаемого в мире народа. Если же выше, – то статус иностранца будет скорее минусом, чем плюсом. 

Немалую роль играет в этом национальная идея. Даже если страна этого человека находится в скверном положении, но у нее есть крупная и достойная цель, он будет чувствовать себя частью великого дела, и это будет служить ему опорой для достоинства в любом месте. Можно взять Японию в качестве примера. Потерпев сокрушительное поражение во второй мировой войне, она скупала патенты на передовые технологии и вела “войну стандартов”, запредельно повышая качество производства в послевоенное время. В короткое время разгромленная страна превратилась в высокоразвитого индустриального лидера, сохранившего свою культуру и традиции. Национальная идея была в том, чтобы с низкого старта, взяв все лучшее у победителей, выйти в лидеры за счет своих волевых и трудовых качеств. Это стало большой целью, объединившей Японию. Результат все увидели буквально через одно поколение: группы японцев, гуляющих с дорогими  фотоаппаратами по Елисейским полям и Диснеевским паркам, – вместо групп нищих иммигрантов, которых приютили победители.   

Мы живем в конфликтное время. Кризисов сейчас очень много, но, пожалуй, самый большой из них – это кризис лидерства. Он, в свою очередь, вытекает из кризиса великой цели. Бог сделал людей по Своему образу и подобию. Значит, цели и дела наши должны быть под стать. Если нет великой цели, то не будет и достойного лидера, так как он всегда возникает в ответ на цель того народа, чье движение он возглавит. Поэтому, велика значимость национальной идеи. Она и является, по существу, коллективной целью и мировоззрением народа. Ее невозможно назначить волюнтаристическим образом или скопировать у кого-то. Но ее можно получить у Христа. Для начала, давайте поговорим подробнее о самом понятии. 

Судя по примерам истории, есть как минимум три категории национальных идей, которые условно можно назвать “силовой”, “реваншистской” и “имперской”. “Силовая” идея – самая примитивная, но достаточно распространенная. В ней доминирует установка на то, что мы сильнее, подлее, хитрее и более жестоки, чем наше окружение. Поэтому “с нами лучше не связываться”. Естественно, что производится и отбор наиболее “достойных” человеческих воплощений этого мировоззрения. Не будем “переходить на личности”, вы и сами без труда увидите современные примеры этой уголовной ориентации.

“Реваншистская” национальная идея – гораздо более светлая и пушистая, на первый взгляд. Она призывает народ взять реванш после поражения. Любого поражения: в экономике, в войне, в религии и т.д. “Нас сбросили на дно, но мы еще покажем всем, кто мы такие!” Мы уже привели пример послевоенной Японии. Подобная же национальная идея дважды за одно столетие водружалась, как знамя, и над Германией. После поражения в первой мировой войне и Версальского договора национальная реваншистская идея привела к попытке не только вернуть Германии достойное место в мире, но и к гитлеровской идее завоевания “низших рас” арийскими “сверхлюдьми”. Результат печально известен. Второй реванш, под руководством Конрада Аденауэра, поднял Германию из руин за одно поколение, сделав ее локомотивом Европы. Однако, реваншистские идеи имеют тот недостаток, что перестают мотивировать людей по достижении результата.

Поэтому, более интересен третий вид национальной идеи – “имперской”. В этом варианте сохраняется ставка на возрастающее величие нации и ее лидирующие позиции в мире. Но, в дополнение к этим прагматическим целям, добавляется духовная претензия на богоизбранность и, следовательно, глобальность влияния. Национальная идея претендует на уникальность своей исторической роли для всего человечества (или значительной его части). Опорные постулаты для такой национальной идеи – это “богоизбранность”, “первенство” и “миссионерство”. Прямо или косвенно, звучит это приблизительно так: Бог избрал именно наш народ для уникальной миссии. Мы должны быть первыми во всем. Как таковые избранники, мы несем свет и благо народам. А благодарные народы (из наших колоний), в свою очередь, стремятся за светом и благословением к нам, в метрополию.  

Великобритания, США, Китай и другие страны служат хорошими примерами “имперской” национальной идеи. Pax Britannica, Британское мировое сообщество, справедливо называли “страной, над которой никогда не заходит солнце”, так как эта империя накрывала пять континентов и состояла из четверти населения земного шара. Она доминировала в политике, экономике и культуре, следствием чего и поныне является признание международного статуса английского языка. Но не только этим была характерна ее национальная идея. Мировоззрение англичан было прошито уверенностью в своей “богоизбранности” и, следовательно, миссионерстве. Выкачивая из колоний все, что было нужно метрополии, англичане, верили в свою богоизбранность. Они видели себя христианской нацией, обращающей в истинную веру свои колонии. И это видение имело под собой основание, хотя только частично.

Имперская национальная идея представляет собой обманчивый гибрид прекрасных духовных верований и прагматического грабежа окружающих – по праву сильнейшего. Она вдохновляла британцев-патриотов петь “никогда англичанин не будет рабом” и, при этом, торговать рабами. Проповедовать Евангелие – и проводить повсеместную политику двойных стандартов. Особенность такой национальной идеи в том, что она ослепляет разум народа, который по причине своей “богоизбранности” верит в неприменимость к нему самому тех духовных норм, которые он берется насаждать для окружающих. Плоды грабежа периферии, стимулирующие расцвет экономики, науки и культуры в метрополии, служат для нации “верным доказательством” ее богоизбранности.

Единственной страной, которая действительно имела право на “имперскую” национальную идею, был Израиль. Просто по причине того, что эту национальную идею для него сформулировал Сам Господь. Прямо перед Своим явлением народу Израиля, Он пообещал им: “… итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым” (Исх. 19:5-6). И пояснил более подробно национальную идею, повторяя еще раз закон для Израиля. Не пропустите мимо, вчитайтесь в эти обещания! “Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя….и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе….и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять” (Втор. 28:7-13). Вот это по-настоящему имперская национальная идея! В ней есть все. Метрополия и колонии, полное превосходство в военной, экономической и духовной сфере. Все будут приходить к тебе, а ты будешь для них миссионером света и добра. 

Но, как мы знаем, даже законный народ-претендент не смог объединиться вокруг мировоззрения своего будущего, обещанного самим Господом. В наши дни, мы проходим этап окончания имперской национальной идеи США (и возможного начала этой же идеи в Китае). Американский вариант служит законным правопреемником британского. Все налицо: претензия на богоизбранность, как второго Израиля; первенство в экономике, политике и массовой культуре. Миссионерство своих идей, понятий и образа жизни в другие страны. Хотя формально у США нет колониальной системы, но все отношения метрополии и периферии – налицо. Неоднозначность ситуации определяется и тем фактом, что в США существует и из США поддерживается большая часть христианских миссий по всему миру. Эта часть – из царства Божьего. Остальное же в этом гибриде – от интересов империи. Когда “остальное” начинает существенно перевешивать, имперская национальная идея начинает схлопываться. Перестает воодушевлять народ. Когда из школ в Америке убрали молитву, а из залов суда десять заповедей, – окончательно изменился и тон патриотизма. Гордость и достоинство народа стало больше определяться достижением “американской мечты”, чем верностью христианским основаниям.

Суммируем: все три вида национальной идеи показывают, насколько они далеки от идеала. А ведь идеал есть. И он будет реализован во время тысячелетнего правления Христа. Его правление будет характеризоваться самой воодушевляющей национальной идеей, взятой из Писания. “Будьте святы, потому что Я свят”, – сказал Господь (см. Лев. 11:45). И Сын Божий повторил: “…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48). В переводе на современный язык – это идеальная формула “национальной идеи Царства”: народу обладать совершенными качествами по образу и подобию своего Отца. Проявление этих качеств гарантирует все три основы имперской идеи: “Богоизбранность”, “первенство” и “миссионерство”. “И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию…Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся” (Ис. 60:3,12). 

Иисус и правление святых будет объединять народы вокруг этой национальной идеи: достигать святости и подобия Отцу, Которого ожидают на земле. Быть первыми в любой области, быть миссионерами на любом отдалении. Это означает, что у любого человека из “народов”, живущих во время 1000-летнего правления Христа, желание попасть для решения своих конкретных проблем к святому Божьему, будет больше, чем к любому другому человеку. Не только по причине благородства характера и его несомненной любви к тебе. А еще и потому, что он все делает, ”как для Бога”. Это будет лучший спец в том вопросе, который тебе нужно решить. Асс в технике, эксперт в науке и маэстро в культуре. 

Возвращаясь к теме национальной идеи для нас сегодня, можно сделать простой вывод: “Да приидет царствие Твое, и да будет на земле, как на небе”. Ровно в той степени, в которой народ сможет объединяться вокруг национальной идеи Царства, Он будет благословляться Богом для того, чтобы быть богоизбранным, первым, и посланником к другим народам. Человеческая логика говорит, что для того, чтобы стать первым в этом мире зла, надо расталкивать других локтями, воровать чужие технологии и отжимать ценности у тех, кто послабее. Но разве Господь не давал обещаний Израилю посреди мира зла? Разве Иисус не сказал, что дает нам власть наступать на все силы зла прямо сегодня? Его обещания по-прежнему в силе – “ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему” (2 Пар. 16:9).

Хочется сказать “Аллилуйя!” и закончить на этом, если бы не одно “но”. Сегодня препятствием для объединения народа вокруг “национальной идеи Царства” является не мировая ось зла, а Церковь. Именно она призвана показать образец этой национальной идеи всему народу. Любому народу. Если тебе дали попробовать кусочек и тебе понравилось, то закажешь все блюдо. Если пришел к людям и увидел на практике ту идею, которая их объединяет в свете и добре, то захочешь потом попасть и в Царство, в котором есть полнота всего этого. Безуспешные попытки сформировать национальную идею у современных политиков нет смысла осуждать. Они просто не в состоянии этого сделать. В лучшем случае, они могут предложить утопию. В худшем – фальсификацию идеи. Иногда, увы, смертельную. Но вот Церковь, Божью невесту, Иисус поставил именно тем лидером, который должен сплотить вокруг себя народы. 

Божий человек, Уильям Уилберфорс, был сильным политиком, добившимся отмены рабства в Великобритании. Как влиятельный и профессиональный политик, он описал интересную подкладку национальной идеи. Его мысль была в том, что истинная вера определяет мораль общества, а мораль общества, в свою очередь, формирует все его общественные институты. Культуру, экономику, политику. Тем самым, он еще раз подтвердил, что национальная идея полностью реализуема церковью. Церковью, в которой нет фарисейской закваски. Если она сможет повести за собой, значит будет править тысячу лет и лица святых “будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда” (Дан. 12:3). 

Ответственность за следующее поколение лежит на Церкви. Через пророчество Бог призывает нас: “Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его” (Пр. 24:11-12). Мы видим сегодня, как миллионы молодежи бросаются “во все тяжкие”. Они легко гонимы в нужную сторону через промывание мозгов в соцсетях. Это происходит не потому, что они такие уж глупые и безвольные овцы. Не на кого равняться! Нет цели, нет национальной идеи. А потому, “где нет откровения свыше, народ распоясывается” (Пр. 29:18; НРП). Главная причина именно в том, что наших современников не поджигает и не объединяет национальная идея Царства. Не возникает куража сделать все возможное, чтобы достичь Царства с максимальными результатами. А он должен возникать. Должен существовать пример здесь, на земле, того, как на небе. И это вызов нам, будущим участникам тысячелетнего правления. Царь рассматривает наши “аттестаты” и выпускные работы перед транспортировкой в Свою фирму. Будут ли у него на столе реализованные проекты национальной идеи Царства в нашем городе, нашем собрании, нашей стране? Нам решать.