Царь Соломон заслужил большое одобрение Бога, когда попросил себе сердце разумное, чтобы различать: “что ДОБРО и что ЗЛО” (3 Цар. 3:9-14). Нам приходится просить Господа о том же, когда мы сталкиваемся с необходимостью различать, что есть христианское, а что – нет. И, в самом деле, когда читаешь “Путешествие пилигрима” или смотришь фильм “Иисус”, нужды в различении добра и зла не испытываешь. Там уже все различили за нас. Мы получаем готовый к употреблению продукт назидания и ободрения. Но таких произведений не так много. Чаще попадается смесь добра и зла. Более того, иногда произведения, промаркированные как “христианские”, не вызывают большого восторга. И, наоборот, идущие под маркой “мирских”, иногда оставляют сильный след и даже помогают приблизиться к Богу. Такие произведения – из области “серая зона”. А раз так, надо разбираться. Ведь Бог поручил нам ходить не в серости, а в свете (Еф. 5:8).
Слово Божье учит, что для этого надо делать: “что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте” (Фил. 4:8). Это 100% рецепт!
Но как “помышлять” об этом, если перед нами смесь? Из доброго и не очень? Как прикажешь “выкинуть слова из песни”? У христиан есть стандартные “готовые ответы”, но они не всегда умеют “задавать вопросы”. Вопросы, которые реально всех волнуют. Или же могут, но боятся (для этого ведь придётся вынуть Бога из привычной коробки с готовыми ответами. А вдруг Он не сможет ответить?). И, вот, с этими волнующими вопросами верующие идут за ответами к мирским писателям, мирским психологам, мирскому кинематографу. А те поднимают интересные, волнующие темы, но, к сожалению, обычно дают неправильные ответы.
Однажды, после родительского собрания, мы беседовали с мамой одноклассницы нашей дочери. Разговор шел о книгах и фильмах, которые можно давать христианскому ребенку. Она недоумевала, что ей делать: разрешать смотреть хорошие, “моральные”, но не христианские книги и фильмы, или же запрещать все мирское и руководствоваться только “христианским списком”? Вопрос, собственно, был поднят потому, что в то время христианское сообщество восхищалось талантливым “добрым и семейным” мультфильмом. Хотя, при ближайшем рассмотрении, идеи в нем были явно гуманистические и, скорее, антихристианские. (Мы не приводим названия, потому что это не имеет значения – таких фильмов, мультфильмов и книг – тысячи тысяч). И, хотя вопрос был, что называется “с бородой”, разговор, прокрутившись несколько раз по кругу, убедительного ответа не дал. Поэтому мы стали “копать” в этом направлении.
Если спрессовать в один параграф много сотен лет борьбы вокруг этого вопроса, то получится так. Лет пятьсот назад, в результате многих предыдущих столетий жесткого насаждения церковных догматов средневековья, возникла контр-сила, которая стала бороться за достоинство, красоту и нужды конкретного человека. После мрачного средневековья наступила эпоха Ренессанса. Гуманизм всплыл на поверхность. Высшим смыслом жизни стало развитие человеческой личности, ее свобод и прав, а также наук и искусств. Реформация произошла и в области религии. И вот тут, наряду с реформацией, которая дала миру протестантов, появилось менее заметное, но очень важное для нашей темы движение “христианских гуманистов”. Это движение объединило и то, и другое. И реформированное христианство, и гуманизм. Библия и Цицерон, Сенека и отцы церкви – все это использовалось вместе, чтобы возродить духовную жизнь христиан. Здесь как раз и берет начало история вопроса, который мучит христианских родителей. И не только их.
Почему это так важно? Да потому, что “христианский гуманизм” – это открытые двери для гостей от Вавилонской блудницы, если в этих дверях не установлен турникет для прохождения только ДОБРА. В библейском его понимании. Иначе “дружелюбные” гости пронесут в сердце зло в виде непропорционально усиленной роли человека. Сначала они объяснят, что “надо любить себя любимого”; что “ты заслуживаешь большего”; что тебе не надо меняться, потому что Бог тебя любит таким, как ты есть” и т.п. А в следующий визит уже постараются принести классический гуманизм, который заменит “неудобного” для человека Бога Библии на идола. Поставит на пьедестал самого человека.
Эта духовная империя зла сейчас действует вовсю. И отнюдь не пытками в застенках. Истинные мотивы Вавилонской блудницы прикрыты лозунгом гуманизма о защите человеческого достоинства, свобод и счастья каждого человека – как высшей цели любого общества. Все, что мешает тому, чтобы человеку было хорошо (по его мнению), надо убирать. (Другое дело, что “его мнение” формируется этой же системой). Развитие наук и искусств, прорывы в технологиях и формах демократии, словом все, что может послужить комфорту и удовольствию человека, – это обворожительная маска на ее лице. Но Книга Откровения говорит, что это только маска. Когда она будет сорвана, и погибнут все музыканты и художники, коммерсанты и государственные деятели, служившие ее интересам (см. Откр. 18:22-24), то обнаружится в ней “кровь пророков и святых, и всех убитых на земле”.
Если такова среда, и действуют подобные силы, то насколько же важно иметь “сердце мудрое”! Хорошая пища для нас приходит сначала в простых формах. Как сказал апостол Петр, мы пьем “словесное молоко”, потребляя только пастеризованный продукт (1 Пет. 2:2). Но, с течением времени, по мере духовного возрастания наш рацион становится более сложным: “твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению ДОБРА и ЗЛА” (Евр. 5:14). При всё возрастающей роли интернета, навыки различения добра и зла становятся незаменимыми. Как умение вовремя отобрать и выбросить из холодильника испорченные продукты, чтобы не отравиться.
Как быть, когда перед вами смесь таланта и противоречивого послания? Христианское служение “Фокус на семье” было инициатором интересной практики. Из “серого” потока они отбирали хорошие фильмы, которые заставляют задуматься и могут помочь приблизиться к Богу. Затем, на упаковках с видео они печатали контрольные вопросы к фильму. И зрителям предлагалось сразу же после просмотра потратить дополнительно хотя бы десять минут на обсуждение. А чтобы сделать его более содержательным, чем просто “понравилось или нет”, они давали интересные вопросы. Вопросы, заставляющие думать. Таким образом, верующим (и неверующим тоже) помогали не “заглотать” контент целиком, а духовно оценить то, что они получили. Отсортировать “рыбу” из сети, “хорошую собрав в корзины, а плохую выбросив вон” (Мф. 13:47-48). В нашей семье мы стараемся делать нечто подобное и по сей день. Мы уже писали о навыках пользования медиа и интернетом и, несомненно, будем еще не раз возвращаться к смежным темам.
Посреди Едемского сада было два особенных дерева. Мы унаследовали плоть, которая вкусила от запретного дерева “познания ДОБРА и ЗЛА”. И от этого никуда не деться. Но благодаря Духу Святому в нас, внутренний человек может питаться от “дерева жизни”. И сохранять чистоту, не пуская зло в голову и сердце. “Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник” (Песн. 4:12).
Мы молимся о вас молитвой апостола Павла: “…вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего…” (Еф. 1:16-18).