АЛЕРТНОСТЬ В ДУХЕ

Мы писали в статье “Волнорез” о том, что пандемия и связанный с ней кризис различных сфер жизни прокатывается по миру, как череда волн неуверенности и страха. Сейчас время очередного изменения. Большинству людей очевидно несоответствие фактов о пандемии и реакции на них. Заниматься исследованием закулисных механизмов не имеет смысла, так как они в каждой стране разные. Очевидно, что по факту на сегодняшний день пик страха и неопределенности пройден. Мир выходит из карантинных условий. Это указатель на то, что мы переходим в новый отрезок времени, который имеет свою динамику. Тут опять на ум приходит морская терминология. Волна накатила, встряхнула нас и пошла дальше, а мы оказались на ее нисходящем склоне. Ситуация выглядит вполне благодушно, но это не так. Мы не возвращаемся к привычной жизни. Мы съезжаем в “ложбину между волнами”. 

Следующая волна (и не одна) несомненно предстоит. За аргументами не надо далеко ходить, их много. Например, позавчера госсекретарь США Майк Помпео обвинил Китай в сознательном ущербе, нанесенном пандемией. И озвучил сумму ущерба: 9 триллионов долларов! Это перчатка вызова, брошенная государственным лидером. Нетрудно прогнозировать дальнейшее “возмущение среды и новые волны”. Экономические, политические, социальные. Они касаются каждого из нас. Что будет с потерянной работой, как изменится мой образ жизни, какие правильные цели ставить в этих условиях, на что опираться? 

Если в этот момент вы услышите ободрение радоваться и с благодарением открывать свое сердце в молитве, как говорит апостол Павел (Фил. 4:7), вам будет тяжело принять его. Вряд ли оно ободрит вас на все сто процентов. Нам всем приходилось попадать в ситуацию, когда  “мир Божий, который превыше всякого ума” после молитвы не наступал и не  “соблюдал сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе”. Главная причина молитвенного промаха в том, что мы ожидаем изменения обстоятельств, в то время, как первым должно наступить изменение внутреннего состояния. Духу Святому трудно вести нас. Нам надо перейти из состояния нервотрепки и суеты в состояние духовной АЛЕРТНОСТИ. Тогда нас гораздо легче вести в место покоя и решения проблем. 

Вам приходилось “тащить” за собой того, кто издерган, бросается из стороны в сторону, может отключиться и сесть посреди дороги? Правда, не легкое занятие? 

“Алертность” означает “состояние внутреннего покоя и, в то же время, максимальной готовности к действию”. Именно в это состояние мы должны прийти, чтобы Дух Святой мог вести нас. Следовательно, мы сталкиваемся с двумя задачами: находиться в состоянии спокойствия, и, в то же время, быть до крайности собранными и внимательными к тому, что будет показывать Дух Святой. Для этого нужны соответствующие молитвенные инструменты. 

Первый мы получаем в ответ на просьбу об укреплении Духом внутреннего человека. Это стержень нашего спокойствия. Апостол Павел молился так: “Я молюсь, чтобы по богатству Своей славы Он Духом Своим наделил вас внутренней силой” (Еф. 3:16, нов. пер.). Другой вариант прочтения оригинала звучит еще внушительнее: “чтобы ваш внутренний человек мог усилиться через действие могущества Духа Святого”. Сила и спокойствие связаны между собой. Спокойствие силы говорит, что оно способно справиться с проблемами. Спокойствие слабости говорит, что все хорошо только тогда, когда нет проблем. Поэтому мы молимся в этот период о благодати спокойствия силы. Это необходимость! Серафим Саровский вообще считал целью человеческой жизни “стяжание благодати Духа”. Насколько же мы сейчас нуждаемся в ней! Если вы просите, то получаете, и можете опираться на нее, как ободряет апостол Петр: “….совершенно уповайте на подаваемую вам благодать” (1 Пет. 1:13).

Второй инструмент мы получаем в ответ на молитву о водительстве Духом. Иисус сказал, что “Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам” (Ин.16:13). Подготавливая учеников к последним временам, Иисус сказал, что придет Дух и “будущее возвестит вам”. Разве речь шла только о глобальном будущем, которое описал апостол в книге “Откровение”? Разве не сказано, что наставит на ВСЯКУЮ истину? Всякая истина, которая интересует сейчас каждого из нас, – это ответ на вопрос: что будет происходить сейчас, и что мне в этой обстановке делать. И на это обещано, что будет отвечать “Дух, живущий в нас”. Тот самый, который любит до ревности и пришел утешать нас в наших переживаниях (Иак. 4:5). И когда мы не знаем даже, как спросить правильно о том, в чем не можем разобраться, Он будет сам ходатайствовать за нас: “…Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим. 8:26).

 Это – рычаги молитвы для движения в состоянии духовной алертности. Все указывает сегодня на необходимость молитвы о духовном спокойствии силы и водительстве Духом Святым. Он один могуществен и знает нас. Знает, что с нами произойдет и что нам надо делать. Он один в состоянии держать нас в том странном состоянии, когда мы, с одной стороны, максимально готовы к действию, а с другой – пребываем в полном спокойствии. Мы можем быть сверхъестественно алертными в Духе Святом. 

Когда у нас в руках оба этих рычага, – можно ехать под водительством Духа. Он покажет, когда и куда надо двигаться. Ему будет легко вести вас. Именно таким образом соблюдает мир Божий наше сердце и разум. Он действительно превыше всякого разумения, зато Сам разумеет  в нашу пользу так, как “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим” Его” (1 Кор. 2:9). И в этом, как справедливо отмечал апостол Павел, есть более чем достаточное основание для радости. “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь” (Фил. 4:4).