Две мощнейшие апостольские молитвы адресованы возрастанию в любви:
👉 “Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа…чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (Еф. 3:14-19).
👉 “Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве” (Фил. 1:9).
О возрастании в любви молился апостол Павел – тот самый человек, который сказал, что “любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым” (Рим. 5:5). Казалось бы, если “излилась”, то дело уже сделано. Мы уже при любви. Однако апостол продолжал ревностно молиться. Потому что в момент спасения, вкусив Его любовь, мы встаём лишь на начальную ступеньку своей уникальной дороги в царство Его любви.
Сегодня “молитвы о возрастании в любви” имеют огромное значение. Они служат противоядием тому возрастающему давлению, которое не может не сказываться на отношениях между друзьями и супругами; между родителями и детьми. То, что имело трещину, но сохранялось при благоприятных условиях, сегодня начинает распадаться на куски. Просьбы помолиться о сохранении брака приходят с небывалой частотой (даже из семей посвященных верующих!!). Идет нарастание претензий, ожесточения и внутреннего гнева, который рано или поздно прорывается наружу. Колокол звучит и требует духовной войны.
Молитва – это сильнейшее оружие, если человек им владеет. Однако, без веры и навыков им не так уж просто пользоваться. Сатана старается скрыть от нас “рычаги молитвы”, а Господь снова и снова учит нас, как ими овладеть. Есть как бы два крыла для молитвенной жизни, – Слово и молитвенный диалог с Богом, который помогает “распаковать” его. Поэтому молитвы Павла о любви – это не мантра для постоянного повторения и не распев для многоголосия. Они служат началом диалога с Богом. И диалог этот должен привести к результату. Надо получить очередную порцию откровения о любви, тогда придет и сила, и желание действовать. Поэтому, чуть более подробно о том, как это делать.
“Молитвенные инструменты” для молитвы о любви не очевидны на первый взгляд, так как плохо совместимы с человеческой логикой.
Инструмент первый скрыт в стихе: “Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (Ин. 4:20). Явный парадокс! С одной стороны, это истина, слово Божье. И, в то же время, противоречит логике. Очевидно же, что Бог безгрешный, человеколюбивый, долготерпеливый и так далее. Совокупность совершенства, пламенно любящий тебя лично. Какие проблемы любить в ответ, если понимаешь это? Все так делают (см. Мф. 5:46). А вот близкий мне человек, вполне вероятно, может быть полон претензий, в тисках эгоизма, может обладать вздорным характером… От этого всего возникает, в лучшем случае, желание обойти стороной и не связываться. Вывод: этот стих – на замке. Его надо открыть, чтобы им пользоваться.
Инструмент второй звучит не менее интригующе. “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22:39) с близким по смыслу комментарием: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Мф. 7:12). Здесь, опять же, истина не согласуется с человеческим опытом. Например, я хочу, чтобы, когда мне плохо, меня хотели внимательно выслушать и посочувствовать. И, поэтому, я, в свою очередь, тоже буду расспрашивать своего близкого и сопереживать проблему вместе с ним. А у него совершенно другие реакции. Он, на самом деле, устает и от этих расспросов, и от эмоций, в которые его заново вовлекают. Вместо этого он хочет простого совета, решения. Скажи, как правильно, и точка. Возникает клинч. Как здесь можно “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”? Как здесь можно “возлюбить ближнего, как самого себя”? Выходит возлюбить надо не как самого себя, а как самого тебя?! Следовательно, делаем тот же самый вывод. Это стих на замке, который надо открыть, чтобы им пользоваться.
Открыть оба стиха не сложно, если представить себе Божий дизайн любовных отношений. Прежде всего, Он благословил человечество способностью влюбляться. Без этого подарка мир выглядел бы гораздо более мрачным. Но эта способность действует не более, чем залог, трамплин для последующего полета. Если это чувство не будет подхвачено на крылья Божьей любви и познания того, кого мы любим, то залог скоро будет израсходован, а прыжок с трамплина закончится падением.
Состояние полета будет поддерживаться, если будут происходить одновременно два действия. Первое из них, это когда сквозь человеческую любовь начинает проступать любовь Божья. Это как свет, проходящий сквозь абажур. Речь идет не об абстрактной любви Бога ко всему человечеству, а о Его мыслях, чувствах и желаниях в отношении конкретного человека. Того, кого мы любим. И это есть предмет для молитвы. Что бы Он хотел добавить, чем благословить, что изменить? Как, в чем, именно я могу Ему в этом содействовать? Эти вопросы будут безусловно отвечены Им. Лишь бы мы захотели спрашивать и вслушиваться в ответы. Однажды Он сказал Своим детям: “только Я знаю намерения, какие имею о вас,… намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим” (Иер. 29:11-13). Что же может помешать запросить Его ревностно о намерениях, которые Он имеет для близкого человека? (Звучит, конечно, просто, но многие ли это делают?) Если так делать, то снимется замок на первом инструменте. Очевидно же: как я могу любить Бога, если мне безразличны Его мысли, чувства и желания к тому, кого Он мне доверил в близкие отношения? И наоборот. Если буду молиться об этом, значит я люблю Бога.
Второй инструмент, – это когда я даю себе труд молиться о познании своего близкого. Что его “опускает”, а что, наоборот, радует? Что есть заветное желание его сердца? Что сделало бы его счастливым? Какие цели бы он преследовал, если бы мог? Тридцать лет назад Гэри Чепмен сделал большой прорыв в этой области, написав книгу “5 языков любви”. Идея книги в том, что люди по-разному выражают и принимают выражения любви. (Например, муж, возвратившись из командировки, дарит жене подарок и уходит заниматься своими делами, а жене очень хочется, что бы он с ней посидел и поговорил. Она думает, что он не любит ее. Он думает, что она не ценит его подарок и т.д.)
Но Чепмен показал только первую ступеньку в той лестнице познания близкого человека, по которой Бог предназначал нам подниматься. Проблемы и чаяния могут быть гораздо более сложными. И более закрытыми от внешнего взгляда. (Нас поразил тот факт, что во время проведения классов для укрепления супружеских отношений, на вопрос о состоянии их брака почти все мужчины отвечают, что все нормально, в то время, как многие жены пишут, что дело близко к разводу).
К общему благу, в нашем распоряжении есть “светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца” (Пр. 20:27). Если молиться о видении близкого сердца, то Господь будет отвечать. “Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение” (Иов. 32:8). Тогда, приглашение “возлюбить ближнего как самого себя” и “поступать с ним так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой” станет истинным на практике. Замок будет снят.
Таким образом, Бог дает Своим детям молитвенный “инструментарий” для восстановления и роста отношений. Если постоянно практиковать с обеих сторон две молитвы апостола Павла о возрастании в любви + два молитвенных вопроса, о которых шла речь, – это будет служить страховкой для роста отношений в любви.
Определите человека, отношения с которым вы хотели бы сохранить и развивать дальше и глубже. Начните молиться об этих отношениях по Еф. 3:14-19 и Флп. 1:9. И ищите ответы на эти два вопроса:
👉 Что хочет для себя сам человек, которого я люблю (впереди того, что я сам для него хочу)?
👉 Что Бог хочет для этого человека? Что будет ему полезно – по большому счету?
Чем дальше, тем больше начнет выполняться и первая заповедь, и вторая, подобная ей (Мф. 22:37-39).