Американские мамы в прошлом веке имели интересную привычку. Услышав из уст своих детей хамское или нецензурное слово, они отправляли их в ванную – мыть рот с мылом. Фу! Представляете? Времена такие были… Мамы, естественно, заботились не о гигиене ротовой полости, а об изменении характера своих детей. Как это ни неприятно, но такие вещи запоминаются. Многие из тех, кто делился подобными воспоминаниями (надо заметить, с любовью по отношению к своей маме), стали, между прочим, известными проповедниками Божьего слова.
А вообще-то, тема “хамства” древняя и вполне библейская. Это один из первых грехов после того, как Бог перезапустил человеческую расу от праведника Ноя; и первое проклятие, которое пало на его спасшихся потомков. Хам, один из сыновей Ноя, неуважительно отнесся к отцу, опьяневшему от первого урожая винограда на спасенной земле (см. Быт. 9:20-27). Проклятие последовало серьезное: “проклят Ханаан (сын Хама); раб рабов будет он у братьев своих” (Быт. 9:25). Бог постановил для своего народа жен из Ханаана не брать и мерзким обычаям их не следовать (Быт. 28:1; Лев.18:3; Пс.105:38). А позже и саму землю проживания отобрать у потомков Хама (Лев. 25:38). Ужасные последствия. На первый взгляд кажется, что наказание за мелкое неуважение к отцу несоизмеримо с самим проступком. Но на старте часто повторяющихся в будущем событий Бог иногда показывает всю глубину Своего отношения к вопросу на одном драматическом примере. Всего один пример. И потом может показаться, что Бог как бы и не реагирует вовсе…
(Судите сами. Начинается служение в скинии, и сыновья Аарона вносят в святилище “чуждый огонь”. Ну, ошиблись парни… Но сжечь живьем за это? Как будто потом не нарушалось богослужение в скинии сотни и тысячи раз. Но в этом первом примере можно увидеть весь огонь ревности Божьей. Или, другой пример. Начинает созидаться Духом Святым первоапостольская церковь (см. Деян. 4-5). Многие состоятельные люди стали продавать имения и “приносить деньги к ногам апостолов”. Анания и Сапфира тоже так сделали, но утаили часть денег. Ну, соврали, оставили себе часть (своих же) денег, – но умертвить их за эту “полуправду”? Как будто потом, в веках, тысячи раз не крали из “кружки для пожертвований”. Но дается на старте образец того, что чувствует Бог. Хотя Он потом долго и терпеливо молчит. Ведь Он уже все показал на первом же примере. А дальше, мы можем и должны сами делать выводы.)
Поэтому проклятие Ханаана весит тонны. Это истина отношения Бога к ХАМСТВУ. Суть не в самой насмешке, а в духе удовлетворения от унижения другого человека. Бог не переносит присутствия этого духа. А из этого следует важное противоречие. Бывает, что верующий, отстаивающий свои духовные убеждения, позволяет себе весьма хамски вести себя по отношению к тем, с кем не согласен. И аргумент для такой манеры поведения берется именно духовный. Мол, нечего тут разводить всякие антимонии, когда дело идет об утверждении истины! Но это нелепый аргумент. Не соседствует дух истины с духом ХАМСТВА. Аргументы могут быть правильными, но их влияние будет полностью заблокировано.
КУЛЬТУРА ПОЧИТАНИЯ в христианской среде стала привлекать особенное внимание с появлением интернет-общения. Трудно было предположить, что некоторые вполне посвященные верующие способны за два-три шага в диалоге съезжать на уровень площадной брани. И, тем не менее, это факт, который говорит в первую очередь о невежестве. Как предостерегает Писание: “истреблен будет народ Мой за недостаток ведения” (Ос. 4:6). И никто из нас этого не желает. Поэтому, стоит добавить немного “ведения” по этой теме. По определению С. Довлатова «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность”. В отношении онлайн-общения отмечено верно. Оскорбить в лицо мало кто решится (а то ведь и ответить могут достойно). А вот в интернете, спрятавшись за аватаркой, говори, что хочешь. Но это первое же доказательство глупости хама. Давид предупреждал своего сына: “Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей” (1 Пар. 28:9). Если Он знает даже не просто мысли и эмоции, но их движение в нашем сердце, то неужели же можно спрятаться от Него за картинкой в соцсети? Чем лучше положение хама с маленькой буквы, чем его предшественника с большой? И, тем не менее, “культура почитания” звучит как лозунг на иностранном языке. (Кстати, о языках. Известный теолог Сидлоу Бакстер сказал так об исполнении Духом: “одно из важнейших событий, которое происходит, когда человек действительно исполняется Духом, это не говорение на иных языках, а то, что он начинает учиться держать в повиновении тот язык, который у него уже есть”.)
С ХАМСТВОМ приходится сталкиваться очень часто. Оно разнообразно, как и любой грех. Юнна Мориц описала его так:
“Хам бывает очень разным,
Городским и деревенским,
Он мужским бывает, женским,
Даже доктором наук.
Лысый он или лохматый,
Мнит себя ума палатой,
Дураками — всех вокруг”.
Среди всех разновидностей стоит выделить два вида хамства: поверхностное и глубинное. Поверхностное – это когда наш внутренний человек продирается через дурно воспитанного внешнего. Рожденный свыше святой выражает свои мысли и чувства через свою плотскую оболочку. Возможно, что не получив должного воспитания, он лишен такта и хороших манер. Это неприятное обстоятельство, но оно не принципиально. Манерам можно научиться у Духа Святого. Чем больше будет входить в силу внутренний, рожденный свыше человек, тем благородней будет вести себя и внешний. “От избытка сердца говорят уста” (Мф. 12:34). А вот “глубинное хамство” – это угрожающий диагноз, свидетельствующий о духе смерти, убивающем человека изнутри. В этом случае, никакие хорошие манеры или изысканность речи не способны скрыть атакующее лезвие: “изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово”, – говорил царь Давид о нечестивых (Пс. 63:4).
Мы живем во времена, когда подобные проявления сбываются по пророчеству. Апостол Павел наставлял своего ученика Тимофея: “… в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, неблагодарны, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, наглы, напыщенны, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся” (2 Тим. 3:1-5). Верно сказано. Те самые времена. И мы правильно сделаем, если будем стараться избегать общения с такими собеседниками. Но он же, апостол Павел, дал и противоядие, которое сегодня на вес золота. Рецепт противоядия находится в Еф. 4:27-30. Это призыв “НЕ ДАВАТЬ МЕСТА ДЬЯВОЛУ”. Противостоять духу злобы, который гасит действие Духа Святого в нас. Именно здесь находится самая сердцевина рецепта исцеления от ХАМСТВА: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф.4:29 ).
Братья и сестры, вдумайтесь в то, что он сказал! Это просто невероятно. Любое наше слово, которое не снабжает человека дополнительной благодатью и не укрепляет его в вере, – это гниль. Мерзость, которая дает территорию дьяволу. Благодать подвигает человека на жизнь в силе и радости, на постоянное изменение к лучшему. Укрепление в вере также служит для поддержки и ободрения человека на пути в Царство. Если наши слова не имеют такого эффекта, это гнилье. То самое “худое”, которое в Царстве будет выброшено вон (см. Мф. 13:47-50). Буквально, сказано, что обладателей испорченных сердец ангелы Иисуса вынут из среды праведных и засунут в печь огненную по концу времен.
Стóит ли зубовный скрежет в вечности возможности сегодня потоптать своего собрата? Очевидно, что нет. Более того, этот дух злобы, провоцирующий людей на “глубинное хамство”, блокирует для них возможность жить в Духе сегодня. Павел заканчивает наставление, делая вывод: “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф.4:30-32). Так что, одно из двух: либо ХАМСТВО и жизнь, лишенная истинной силы и присутствия Духа, либо жизнь человека, исполненного Духом, чьи слова несут благодать и укрепляют в вере.
Чтобы применить этот рецепт, стоит начать практиковать контрольный вопрос во время любого разговора или дела, требующего контакта с людьми. Ефесянам 4:29 – это как “духовный меч”, который должен быть все время под рукой во время общения. Надо все время спрашивать себя: “То, что я сейчас говорю или делаю, дает ли оно благодать или отнимает? То, что я собираюсь высказать или предпринять, укрепит ли в человеке веру и желание измениться к лучшему или, наоборот, заставит злобно ощетиниться? Проживаю я сейчас Еф. 4:29 или нет?”
Если вы будете задавать себе этот вопрос регулярно, то в конце дня вы будете получать интересный фактический материал для вечерней молитвы. Это будет как результат спортивного поединка. В этих сражениях мы победили. А в этих – проиграли. Прости, Господь. А некоторые разговоры и события были просто пустыми, со зря потраченным временем, если судить по Еф. 4:29. Но тот, кто постоянно добивается и тренируется в добром, начнет выходить победителем из всё большего числа ситуаций. И усилится присутствие Духа Святого, Который радуется внутри нас, а не угашается очередным оскорблением.
Апостол Павел говорит, что Бог дает нам все необходимое для этого. Он по Своей великой любви к нам, по Своему “благоволению”, производит в нас и хотение, и действие, чтобы мы были “неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире” (Флп. 2:15).