ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Большинству людей свойственно ошибаться в самооценке. Исследования показывают, что девять из десяти водителей в США считают, что водят машину “выше среднего”, а добрая половина программистов в крупных компаниях относит себя к первой десятке лучших специалистов фирмы. Практически для всех характерно в какой-то области считать себя человеком несколько более умелым и способным, чем остальные. В этом контексте обескураживают слова Иисуса: “возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение” (Лк. 10:21). Что же, не имеет значения, умный ты или глупый? Способный или недалекий? Даже наоборот. Из слов Иисуса следует, что преимущество, скорее, у “младенцев”. Очевидно, что речь идет о каком-то другом виде мудрости. 

Недавно Бог дал мне еще раз обрадоваться радостью Иисуса Христа при столкновении с очень разумными и способными людьми. Как математику, мне интересны открытия в этой области. И пару недель назад мне попалась статья об очередном прорыве в “теории множеств”. Было найдено доказательство, опровергающее гипотезу континуума возможных размеров бесконечных множеств. Звучит заумно, но смысл легко передать и простыми словами. Как только человек переходит от счетного числа предметов к их бесконечному количеству, существующие правила действий теряют смысл. Например, привычная арифметика позволяет подсчитать количество арбузов на бахче. Но, если есть две бахчи, где каждому арбузу первой бахчи соответствует пять на второй, а при этом на обеих арбузов бесчисленное множество, то узнать, где все-таки арбузов больше, будет весьма затруднительно.

Читая статью о бесконечных множествах, я в очередной раз вспомнил слова Писания: “Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца” (Еккл 3:11). Значение слова “мир” в этом стихе говорит не о покое, а о бесконечной протяженности ((вечность, бесконечность, ивр. עוֹלָם, Стронг 5769). Это сам Бог вложил в сердце человека величины, не имеющие предела ни в размерах, ни в прошлом, ни в будущем. И человек ощущает тяготение к этой бесконечности, даже не зная Того, Кто это сделал. Как сказал Клайв Льюис: “если во мне есть желание, которое не может удовлетворить никакой опыт этого мира, то наиболее вероятным объяснением будет предположение, что я был создан для другого мира”. И он прав, мы были исходно созданы для другого мира и потому ощущаем тяготение к нему. И это стремление проникнуть него, в бесконечность другого мира, проявляется совершенно разными способами еще с древнейших времен.  

За пять столетий до пришествия Христа Зенон Элейский описал в своих “апориях” парадокс гонки Ахиллеса и черепахи. Если Ахиллес бежит в сто раз быстрее черепахи, а черепаха имеет фору в тысячу шагов, он все равно никогда не догонит ее. Каким бы малым не было продвижение черепахи вперед, она все равно будет оставаться впереди при бесконечном продолжении состязания. Этот парадокс можно считать прародителем множества современных парадоксов, возникающих при исследованиях бесконечности. Продолжая эту же линию Зенона, английский математик Бертран Рассел описал парадокс Тристрама Шенди, утверждающий, что в бесконечности часть может быть не меньше целого. Парадокс Ба́наха-Та́рского говорит о том, что в трёхмерном пространстве неизмеримых множеств шар равносоставлен двум своим копиям. И так далее. Появление всех этих парадоксов свидетельствует о попытках людей (довольно безуспешных) проникнуть в другую пространственную реальность, понимая, что в ней действуют совершенно другие законы.

Не менее очевидны попытки проникнуть и в другую реальность бесконечного времени. Примерно в то же время, что и Зенон, драматург Софокл написал пьесу о царе Эдипе, где показывал необратимость предначертанного для царя будущего. И, тем самым, дал старт идеям о влиянии друг на друга прошлого, настоящего и будущего в бесконечности времени. Особенный интерес эта тема стала привлекать уже с 18 века, когда Самуил Мадден написал роман “Памятные записки 20 века”, где рассказывал о путешествиях ангела с письмами из нашего времени в 1728 год. За ним последовали известные и по сей день произведения о перемещениях во времени: “Янки при дворе короля Артура” Марка Твена; “Бойня №5” Курта Воннегута и многие другие. 

Особенный интерес вызвал рассказ “И грянул гром” Рэя Брэдбери, откуда в наш обиход вошел термин “эффект бабочки”. Этот термин указывает на принципиальное условие перемещения в прошлое: запрет на нарушение причинно-следственной связи. В рассказе Брэдбери человек попадает в далекое прошлое. Оступившись там на охотничьей тропе и раздавив сапогом бабочку, он встречает при возврате в настоящее непредсказуемый эффект: появление другого правительства в своей стране. И, наверное, наиболее известный и поражающий воображение в этой области уже научный факт – это эффект релятивистского замедления времени, следующий из теории относительности Эйнштейна. Этот эффект проще всего виден на примере «парадокса близнецов». Один из них, полетав по космосу лет 20-30 со скоростью близкой к световой, не состарится. Но когда вернется на землю, то встретит своего постаревшего на 20-30 лет брата.

Можно и дальше продолжать, но эти и многие другие сведения указывают на многовековые попытки лучших умов планеты проникнуть в реальность другого, бесконечного мира. Ученые теоретики и практики, поэты и писатели, носители блестящего воображения и могущественного интеллекта штурмуют границы привычного нам мира. И это не удивительно, ведь Бог вложил эту бесконечность пространства и вечность бытия в человеческое сердце. И, даже более того, у всех нас есть подозрение, что именно этот запредельный мир по-крупному определяет все то, что происходит в нашем. Что правильное понимание вечности лежит в основе нашего миропорядка. Не только в событийном плане, но и в моральном. Как заметил герой в романе Ф. Достоевского “Братья Карамазовы”: “Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено”.

Имея такой жгучий драйв к поиску ответов, представьте себе теперь, что мог бы испытать любой из этой вереницы блестящих умов, если бы к нему прилетел пришелец из этого самого мира вечности и бесконечности? И не просто пришелец, а существо, знающее все законы и ноу-хау, всю теорию и практику жизни в этом беспредельном мире. Существо путешествующее во времени и владеющее всеми вариантами левитации и нуль-транспортировки. Наверное, любой из них бросил бы немедленно все свои дела и, задыхаясь от восторга, стал бы расспрашивать пришельца до тех пор, пока не удовлетворит свою неуемную страсть к познанию. Да, что там, просто надежда на то, чтобы пообщаться с таким существом, уже изменила бы всю их жизнь. 

Подобную ситуацию Иисус описал в своей притче о богаче и Лазаре (Лук. 16:22-31). Когда богач попал в ад, он стал самым ревностным искателем такой возможности. Причем, в данном случае, мы говорим не о причинах, по которым богач попал в ад, а Лазарь на грудь Аврааму. Этих причин масса для попадания в полярно разные места. Здесь дело в желании рассказать и засвидетельствовать истину об этой драматической реальности, в просьбе отправить свидетеля в тот мир, в котором остаются твои близкие – “пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения”. По сравнению с таким мотивом, пожалуй,  все страсти ученых и писателей побледнеют. Как страстно желал бы человек, увидевший в реальности вечный рай и вечный ад, то место, о котором Авраам говорит, что “между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят” (ст. 26), дать знать об этом? Как бы он хотел послать свидетеля к своим близким?!

И, вот, теперь-таки настоящий парадокс. Центральный парадокс всех времен и народов: этот Свидетель есть. Был, есть и будет. Есть “СВИДЕТЕЛЬ ВЕРНЫЙ” прямо из этого бесконечного царства времени и пространства (Откр. 1:5). Более того, именно Тот, Кто создал и пространство, и время. И этого мира, и того другого, бесконечного. Законный Царь обоих миров. И даже этого мало. Авраам отказался посылать свидетеля, указывая на то, что «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16:31). А этот Свидетель побывал в аду и воскрес из мертвых, и вернулся для свидетельства всем живущим на земле. В надежде, что Его послушают, пришел “Отец вечности”… “Которого происхождение из начала, от дней вечных”… “сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах” (Ис. 9:6, Ин. 3:13, Мих. 5:2). Пришел “Первосвященник будущих благ”, Который знает, что говорит: “мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели” (см. Евр. 9:11, Ин. 3:11). 

Но главный  парадокс по прежнему остается парадоксом: “Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?”, – говорит Пришелец из другого мира (Ин. 3:12). Никак. И продолжают ломиться в открытую дверь самые одаренные умы планеты, не обращая внимания на то, что все ответы и даже способы их получения уже даны. Не обращая внимания даже на то, что Свидетель напрямую бросает им вызов, показывая тщетность их усилий: “Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели” (Ис. 41:22-23). Но никто не отвечает и Господь с грустью констатирует этот факт через пророка: “Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?” (Ис. 42:23).

Но все меняется, когда люди рождаются от Духа. Это и есть те самые дети Божьи, которые “приклонили ухо, вникнули и выслушали это для будущего”. Мы далеко не самые великие мыслители, как утверждает апостол Павел: “Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее” (1 Кор. 1:26-28). Бог решил дать все разгадки не одаренным интеллектуалам, а именно Своим, ничего не значащим в этом мире детям. Зенон и Рассел, Софокл и Эйнштейн лишь скребут по крышке сокровищницы Божьей премудрости, радуясь пылинкам, которые удается оттуда соскрести и рассмотреть. Но не так для детей Божьих: “как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии…” (1 Кор. 2:9-10).

Тут меня любой мог бы остановить и сказать: “Ну и что, многие из вас, “принявших Духа от Бога”, стали Эйнштейнами и Шекспирами? Много вы принесли практической пользы человечеству?” Отбить такой вопрос можно по-разному, но есть один ход, который не просто отбивает иронию, а приводит в еще большее восхищение от Иисуса. Представьте себя на Его месте. Все сказанное правда. Он знает все и был везде: “Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1:16-17). И, вот, представьте себя на Его месте, в ограниченном человеческой плотью состоянии. С задачей в очень короткое время рассказать самую квинтэссенцию своего бесконечного царства и показать гарантированный путь туда. И сделать это надо, обращаясь к малообразованным ученикам, не имеющим еще Духа Святого. При том, что вам так много хочется передать, но это явно невозможно: “многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 21:25). Что бы вы сделали в этой ситуации? 

Скорее всего, сжали бы все свое свидетельство до совершенно критических, решающих судьбу человека сведений. Отбросив всю бесконечность откровений и глубины познания. И, при этом, постарались бы дать это в максимально простой и доступной форме для любого слушающего. Ведь судьба человека в вечности будет зависеть от этих немногих фраз. Так ведь? Именно это и сделал Тот, в Котором “обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2:9). Хотя Он-то как раз и мог бы дать ответы на все вопросы теории бесконечных множеств и решить проблемы перемещения в пространстве: “Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить” (Ин. 16:12). Иисус сжал свое свидетельство до необходимого минимума. Ровно то, что требуется для попадания в Царство. А для тех, кто хочет получить больше, дал и обещание: “Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам” (ст. 13, там же). 

С одной существенной оговоркой. Иисус заложил приоритеты значимости для тех, кто хочет узнавать истину. И среди этих приоритетов нет ни теории бесконечных множеств, ни петель причинно-следственных связей. Зато там есть приоритет Царства, “которое внутри нас есть” и есть приоритет водительства Духа Святого, которое и дает нам быть детьми этого Царства (Лук. 17:21, Рим. 8:14). И есть описание будущего. Таким образом, Иисус проложил рельсы для нашего интереса, дал направление для нашего поиска. Если люди ищут мудрости вне Иисуса, то Бог пообещал им: “Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет” (Ис. 29:14). Если же ищут глубины в направлении, указанном Иисусом, то они мудры, именно как дети света, как дети Царства (1 Фес. 5:5).    

Дорога открыта для всех, но ищут правильно лишь дети Божьи. Среди нас “не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных”. Но мы движемся в правильном направлении, по Его путям, проложенным прямо в Царство. По тем самым, о которых Он сказал: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших” (Ис. 55:8-9). Не так уж важны таланты и скорость того, кто движется по этим рельсам. Важно, КУДА они ведут и КТО по ним ведет. И потому “возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам.” (Лк. 10:21). Это Его радость о нас. О детях, которые войдут в бесконечное Царство Христа и вечность жизни. И любое усилие, которое мы делаем здесь для Царства, стоит всех достижений интеллекта, сошедшего с рельс. Да будут благословлены все дети Божьи, которые живут “собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни” (1Тим. 6:19). Ей, Отче! Ибо таково есть Твое благоволение!