НА ПРАКТИЧЕСКОЙ НОТЕ
(БЛАГОДАТЬ И МИЛОСТЬ В КУЛЬТУРЕ ОТНОШЕНИЙ)
Благодать и милость нужны даже в зоне действий коммерческих людей. Вот, например, стандартная ситуация: вы нанимаете строителей для ремонта своей квартиры. Скорее всего, вы поспрашиваете людей в церкви, и вам порекомендуют братьев-христиан. Логично: и вам благословение, и им благословение. Но может случиться, что пройдет оговоренное время, а ремонт не закончен. Он тянется еще неделю, а когда он, наконец, закончен, вы, возможно, будете не удовлетворены его качеством. И, тем не менее, бригада явится за расчетом. И вот тут и происходит клинч мировоззрений.
Вы ориентируетесь на то, что братья-христиане должны были бы вам, как христианину, оказать повышенное внимание. То есть, сделать работу качественно и в более короткие сроки, чем любому другому. А они, в свою очередь, тоже ориентируются на то, что вы, заказчик и такой же брат-христианин, должны были бы заплатить им побольше и поменьше придираться. Консенсус обычно не наступает, и обе стороны расходятся, мрачно сказав “благословений вам”, хотя внутри им приходится удерживать “справедливое” возмущение. То, что произошло, есть иллюстрация ожидания благодати и милости каждого человека. Все хотят снисхождения к своим слабостям и ошибкам, а при этом воздаяния “с лихвой” за то хорошее, что сделали. Когда сталкиваются в лоб два таких ожидания, то проблем не избежать. Нужен способ их правильно стыковать.
Такой способ легко показать на примере прыжков с шестом. Без шеста и лучшему атлету не прыгнуть выше трех метров, а с шестом берется высота вдвое больше. Вспомогательный шест действует как усилитель наших возможностей. Это образ БЛАГОДАТИ, – когда мы получаем результаты лучше, чем те, которых могли бы добиться сами по себе. Когда атлет берет высоту, то приземляется не на голую землю, а в “яму приземления”, где мягкий материал амортизирует падение. Это образ МИЛОСТИ, – когда нас ловят в падении и не обращают внимания на то, как мы падаем.
Но самое главное здесь – это планка. Установленная высота, которую надо преодолеть.
Для христиан планка лежит на двух держателях: ДОГОВОРЕ и ОТНОШЕНИЯХ. Мы обязаны выполнить то, о чем договаривались, и сохранить отношения с братьями и сестрами. Если сорвется один из держателей, планка падает и прыжок не засчитан. Делаем выводы.
👉 Во-первых, без точного договора нельзя прыгать. (Ведь если мы не договорились, то я могу просить тебя по благодати сделать ремонт бесплатно, а ты можешь просить меня заплатить тройную цену. Тоже по благодати). Поэтому благодать и милость будут работать вокруг той правды, о которой мы согласились вначале. Это – принципиально! При этом, заказчик-христианин может не располагать всей суммой и просить о милости в отсрочке платежа. Или о благодати, чтобы исполнители добавили еще какую-то работу сверх оговоренного. Исполнитель-христианин, в свою очередь, может просить о благодати в увеличении срока работ. Или о милости в снисхождении к качеству. Вариантов много, и их выбор определяется вторым “держателем”.
👉 Второй “держатель планки” – отношения. Они, в конечном итоге, всегда важнее дел. Желание “не оставаться ничем никому должным кроме любви” (Рим. 13:8) мотивирует поиск того компромисса, при котором отношения сохранятся (а, может, и вырастут в любви).
Библия призывает нас бежать к престолу благодати и милости для “благовременной помощи” (Евр. 4:16). И мы правильно делаем, когда бежим туда. Не забывая при этом, что в основании престола лежит правда: “Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим” ( Пс. 88:15). Пусть и все наши дела “предходят пред лицем Божьим”! А для этого, попав в ситуацию, когда надо искать компромисс, мы выбираем единственно правильный путь – опять идем в молитве к престолу и просим, как это делал царь Давид: “Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим” (Пс. 24:4). И Господь непременно научит, так как “направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим” (ст. 9).