Продолжаем тему (см. часть 1 и часть 2). Прежде, чем показать, как “громить” духи обольщения, Бог показал усталое и печальное лицо Самарянки… Остановимся и мы на этом эпизоде.
Ко времени появления на земле Сына Божьего результатом длинной истории отступничества стало безоговорочное отторжение самаритян иудеями. С точки зрения иудеев, самаритяне были безвозвратно погрязшим в идолопоклонстве, полностью смешавшимся с миром иным народом. “Иудеи с Самарянами не сообщаются”, – говорится в Писании (Ин. 4:9). Путь отступников был практически завершен на земле. И конец его страшно было бы представить, если бы не милость Божья.
В начале служения Иисус провозгласил, что послан “только к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 15:24; Мф. 10:5), и, по тем временам, это означало: “только к иудеям”. Но у Отца был план спасения для отступников (Помните? Сначала Иудея, потом Самария, потом вся земля – см. Деян. 1:8). И через некоторое время Иисус отправился в Самарию (Ин. 4).
Особенно здесь интересен выбор Иисусом человека и темы, которые открывают для нас послание Иисуса к отступникам. Господь беседует с Самарянкой, ведущей неправедный образ жизни (Ин. 4:7-26). В беседе вырисовывается пророческий образ: “Женщина сказала… у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала”. Если мы вспомним, насколько часто Бог использует в Писании образ Невесты/Жены в качестве описания Своего народа и Жениха/Мужа в качестве описания Себя Самого, мы увидим параллель, уходящую в историю. Параллель, забытую многими, но не Богом. Нет у нее Мужа. Самария – “дева Израилева” – давно оставила истинного Мужа своего, у нее было много чужих богов – много “мужей”, но они – не Муж ей (см. Иер. 3; Осия 2; Иез.16 и др.). В Самарянке, как в зеркале, показана все печаль жизни отступника и живущее в глубине его сердца знание о том, что Бог есть и что Он может восстановить все разрушенное. По сути, Иисус показывает Самарянке корень проблемы: неверность в личной жизни человека, живущего среди неверного народа: “Позабудет ли девушка украшения, и невеста – свой свадебный наряд? А Мой народ забыл Меня, нет числа дням. Как же умело ты домогаешься любви! Даже блудницам есть чему у тебя поучиться” (Иер. 2:32-33).
Иисус говорит с Самарянкой без осуждения, хотя четко констатирует факт греха. Он, похоже, жалеет ее. Между строк мы можем увидеть нечто похожее на то, что Он говорил за шестьсот лет до этого: “Как истомилось твое сердце, – возвещает Владыка Господь, – когда ты все это делала, поступая, как бесстыдная блудница…” (Иез. 16:30). Он хочет вернуть ее, Свою заблудшую Невесту. Он для этого пришел на землю первый раз. И именно с Самарянкой Иисус поделился одним из самых значительных откровений всего Нового Завета: “настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин. 4:23). Не на горе, не в роскошном храме, построенном Иродом. И даже не в храме Соломона, из-за которого и разгорелся весь этот сыр-бор с Самарией (см. предыдущий пост).
Самарянка ухватилась за протянутую Руку. Слава Богу! Когда Он, Сильный, Прекрасный, “препоясанный мечом по бедру, Своей славой и красотой”, придет сюда второй раз – будет уже поздно (см. Пс. 44). Только “мудрые девы”, хранящие “масло” близких отношений с Ним, войдут в Его брачные чертоги.
Нам дана возможность вслушаться в разговор с Самарянкой, всмотреться в историю отступления, стараясь уловить не только фактическую сторону, но мысли, чувства и желания Иисуса. Сегодня это особенно важно, так как предсказано большое отступление от Бога и сопутствующая ему неверность в личной жизни людей, живущих в последние времена (См. 2 Фес. 2:3, Откр. 9:21).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Мы расскажем о противостоянии лживым духам обольщения, которые активно пробираются в Церковь.