Множество излюбленных сюжетов в сказках начинаются с возможности попросить и получить что-то недосягаемое. Тут и золотая рыбка с ее тремя желаниями и джин, ждущий просьб в своей бутылке, и цветик-семицветик с той же функцией. А у Божьих детей, в реальности, есть Тот Единственный, Кто может сказать: “Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?” (Иер. 32:27). Что же попросить у Него? Что бы вы попросили, понимая, что это ситуация, которая случается раз в жизни? У Соломона всё произошло именно так. Сам Господь Бог поместил молодого царя Соломона в сказочную ситуацию: “…явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе” (3 Цар. 3:5).
Соломон попросил себе “сердце разумное, чтобы судить народ…и различать, что добро и что зло”. И Бог ответил на эту просьбу. “И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого” (3 Цар. 3:9-10). Интересно, насколько благоугодно? То, что Господу это было благоугодно, еще не означает, что это была САМОЙ ЛУЧШЕЙ просьбой. Есть гораздо лучший предмет для просьбы, самый важный, который заповедовал Он сам: “люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими” (Втор. 6:5). Да, об этом просить как-то неловко. Просить кого-то о том, чтобы любить его. Когда я и так должен это делать. Но это не такая уж странная просьба, как кажется: представьте себе, что кто-то из близких подошел к вам с просьбой: ”Научи меня, как лучше любить тебя!” Любой человек, мне кажется, был бы тронут и с радостью (а, может, и накопившейся грустью, что только сейчас спросили) поделился бы желаниями своего сердца. А с Богом это тем более работает! Через Свое Слово Он очень открыто об этом говорит всеми мыслимыми способами. По большому счету, именно этого стоит просить.
Причина, по которой Соломон попросил именно мудрость, очевидна. Несомненно, его юные годы прошли в непростой обстановке. Ему пришлось наблюдать заговоры и смуты; интриги многочисленных жен и детей своего отца; просто повседневные дрязги царского двора. Насилие в семье. Покушение на жизнь отца. Постоянное давление со стороны врагов – внутренних и внешних. Надо полагать, что последнее, чего хотел Соломон – это повторить ошибки управления своего отца! Тут молодому человеку явно требовалась сверхъестественная мудрость. Он попросил ее у Бога и поступил вполне мудро. У Соломона не было проблем с управлением страной. Его мудрости приходили искать со всего мира (см. 3 Цар. 4:29-34). Но вот любить Бога всем сердцем и душой – не получалось.
Соломон не хотел повторять ошибки Давида. На этом фоне, возможно, и главные достижения отца – подвиги его любви к Богу – померкли в глазах Соломона. И, в отличие от своего отца, страстного поклонника Божьего, он не просил научиться любви. Достаточно почитать псалмы, чтобы увидеть, что у Давида не было проблем молиться, просить, умолять о том, чтобы лучше научиться любить своего Возлюбленного Бога. Чтобы лучше понимать Его, лучше узнавать Его желания. Это было смыслом его жизни. Бог сказал о Давиде: “нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который ИСПОЛНИТ ВСЕ ХОТЕНИЯ МОИ” (Деян. 13:22).
Господь, по Своей невероятной милости, явно хотел, чтобы сын несчастного запятнанного союза Вирсавии и Давида унаследовал от отца чистую идентичность истинного поклонника Божьего. Возможность любить и принимать Его любовь. Бог явился Соломону лично два раза! (см. 3 Цар.3 и 3 Цар.9) И оба раза, кстати, напоминал ему о Давиде. Интересно, что хотя мама назвала ребенка Соломон (т.е. “мирный”), Бог специально отправляет пророка сказать, что имя ребенка – Иедидиа (т.е. “возлюбленный Божий”). Об этом можно прочитать в 2 Цар. 12:24-25. Но мы нигде в Писании не видим, чтобы Соломона так называли (или он сам себя так назвал хотя бы один раз. В отличие от апостола Иоанна, например, который не уставал называть себя “любимым”).
Царь Соломон таки был мирным (см. 3 Цар. 4:25; 8:56). Он также “превосходил всех царей земли богатством и мудростью” (3 Цар. 10:23). А любить Бога не просил. И пропал. Вместо Бога “полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин… из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью…и развратили жены его сердце его… склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить… мерзости Аммонитской…” (3 Цар. 11:1-8). И так далее. Это всё длилось достаточно долго. И Бог разгневался. И, опять-таки, только ради Давида не отобрал у Соломона царство при жизни – “во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего”, и только ради Своих обещаний Давиду оставил Соломону тонкую струйку наследования из всего Израиля: “не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида…” (3 Цар. 11:12-13).
Мы очень многому можем научиться у великого царя Соломона, который, в конечном счете, осознал свою ошибку: “И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь” (Еккл. 1:17-18). И он же пришел к выводу, что истинный разум – это “познание Святого” (Притч. 9:10).
Однако принципиальная ошибка Соломона в самом начале послужила первой ступенькой отступничества для всего народа. Проследив динамику дальнейших событий, можно научиться пониманию сил, ведущих к отступлению и умению побеждать.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.