КАК РАСПОЗНАТЬ ЭТО ВРЕМЯ?

Говоря о последних временах, Иисус бросил вызов нам всем. Если мы способны, наблюдая за природой, делать правильный прогноз погоды, то почему не можем, наблюдая за людьми, предсказывать события времени: “Сказал же и народу:…лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?” (Лк. 12:54-56). Навряд ли “тысячи народа”, которые теснились его слушать, состояли из великих пророков. Иисус говорил к рядовым верующим, обладавшим здравым смыслом и наблюдательностью. Таким, как мы с вами. Получается, что каждый из нас может узнавать время, в которое мы живем, если наблюдать за происходящим. 

Призыв Иисуса очень к месту в наши дни. Общим знаменателем для многих верующих сегодня стало состояние тревоги и неопределенности. Confusion. То, что в Библии называется “смущение” (Ин. 14:27). И неудивительно: за последние годы динамика глобальных событий резко возросла, а понимается общая картина происходящего очень смутно. Согласно Google определение слова confusion (соответствующего синодальному “смущение”) – “спутанность сознания”. Точная характеристика. Спутанность сознания характерна для нашего времени, которое теологи называют “пост-христианство”. Время, когда христианские убеждения постепенно перестают быть главенствующими в обществе. Если присмотреться, то можно увидеть три духовных тренда пост-христианства сегодня. 

В социальной сфере – это медиа, “цифровой Вавилон”. Мы уже довольно прочно сидим в “мягком онлайн-концлагере”. И дело даже не в том, что без доступа в сеть, мы как без рук (и без глаз, и ушей). Настоящая проблема в водительстве и беззаконии этой среды, а также в  добровольности нашего участия. Нас никто не заставляет туда идти. Мы сами этого хотим. Но в онлайн зоне имеется непременная особенность будущего концлагеря: произвол его владельцев. Здесь не действуют обычные законы, и обитатели, по факту, бесправны. Сейчас это еще не всегда заметно. Но за последний год во время выборов и эпидемии мы увидели “первые ласточки”, когда хвалёная “свобода слова” была резко нарушена. И, тем не менее, подавляющее число онлайн пользователей уверены в независимости своего поведения. В свободе выбора. Однако, это иллюзия. Сеть хочет быть нашим “воспитателем”. Контент будет фильтроваться и выбираться таким образом, что потребуются большие усилия, чтобы слушать, смотреть и читать то, что надо, а не то, что тебе предлагают. 

Второй тренд виден на стыке политики и теологии. Меня всегда удивляла наивность убеждения в том, что демократия и христианство – это сотрудничающие сестры. Те самые, которые в идеале гарантируют верующим покой и процветание. Как бы заманчиво это не звучало и какими бы чудесными примерами не подтверждалось, но это – ложь. Ложь, которая может тянуться веками, но всегда вскрывается. Единство демократии и христианства это оксюморон. Взаимоисключающие понятия. Демократия предполагает всеобщее равенство и, как следствие, управляется интересами большинства. Если большинство – это христиане, и они управляют твердой рукой согласно своим принципам, то в стране будет “христианская” демократия (хорошо это или плохо – это отдельный вопрос). Но когда христиане становятся меньшинством, демократия начинает отвечать интересам современного нового “большинства”. Будь то мусульмане, ЛГБТ сообщества или что другое. 

Христиане искренне расстраиваются, теряя сильные позиции в обществе, хотя и Писание, и весь опыт христианства показывают, что времена гонений не только неизбежны, но и являются косвенным признаком веры. 

 И третий тренд, как результат двух предыдущих, – это переход от Иерусалимского мировоззрения к Вавилонскому. Благодаря наследию от предыдущих христианских поколений, мы, как верующие, привыкли жить в Иерусалимской парадигме. Она характерна преемственностью поколений, централизмом и авторитетностью. Мы ценили опыт и наследие предыдущих поколений христиан, понимали, что вера определяет мораль, а мораль животворит все институты общества. Но буквально за одно поколение эта модель исчезла. Ее заменила пост-христианская, Вавилонская модель, которая характерна жизнью только в настоящем измерении, многообразием мнений и отсутствием авторитетов (или их противоречивой множественностью, что, по сути, то же самое). При существующем темпе жизни и потоках информации сегодня представляется невозможным копать глубоко в прошлом или пытаться спланировать будущее на долгий срок. Жить приходится в настоящем. Если в прежней модели личное мнение не совпадало с мнением большинства, то приходилось подтягиваться к принятому мировоззрению. В Вавилонской модели этого не требуется, так как всегда можно найти форум единомышленников. Аналогично и с авторитетностью мнения. Авторитет сегодня основан, скорее, на количестве “лайков”, чем на реальном качестве личности.

Суммарно, эти тренды, если мы видим их правильно, приводят к достаточно интересному указателю для верующих. Для того, чтобы “распознать время”. Очевидно, что если вавилонская модель вытесняет израильскую, то время Иисуса Навина меняется на время Даниила. То есть задача “завоевания территорий для Царства” и утверждения своего владычества уступает место задаче “усилиться и действовать” (см. Дан. 11:32-33) в чуждой среде. Парадокс ситуации в том, что не тебя перемещают неожиданно в чуждую среду, а собственная среда преобразилась в чуждую. Общество, в котором раньше доминировали “иудео-христианские” ценности, плавно и незаметно изменилось. Наступило “пост-христианство”. Иерусалимская модель сменилась на Вавилонскую. И вот в это время, в этой модели Церковь должна и жить, и побеждать. Наступает время Даниилов. 

Для иллюстрации приведу одну из характеристик этого времени, которая является калькой с биографии Даниила. Он пророчески сказал, что в последние времена “умножится ведение” (Дан. 12:4). И правду сказал. Ведение так умножилось, что уже никому не требуется узнавать у мамы рецепты блюд или спрашивать отца, как отремонтировать машину. Открываешь гугл, и все “ведение” к твоим услугам. Проблема лишь в том, что с рецептом и ремонтом это может сработать, а вот с мудростью и любовью – не может. Нет в суматохе интернета мудрости. И потому возникает ситуация, в которой есть библейская мудрость внутри Церкви и, параллельно с этим, умножающееся знание за ее пределами. А строительство моста между ними никак не поспевает. И неудивительно. Если церковь продолжает жить по Иерусалимской модели, то не может адресовать ситуации, вытекающие из другого мировоззрения. (Поэтому, в частности, идет стремительное отпадение от Церкви молодежи. И другие проблемы).

Я думаю, что личность Даниила заслуживает самого пристального внимания сегодня не только по схожести условий, в которых ему и нам приходится жить. Даниил – это редкий образец целостной личности и пример для нас всех. Что особенно удивительно с учетом полностью противоречивых обстоятельств его жизни. Жить и работать в Вавилоне, пользоваться доверием царей, быть пророком, занимать абсолютно бескомпромиссную позицию, сохранять свою веру… И все это долгими десятилетиями, иногда с несколькими единомышленниками, а зачастую и в полном одиночестве. Он мог это делать и, значит, можем и мы. Ведь он сам сказал, что в наши времена “люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих…” (Дан. 11:32-33). 

В это время нужны такие люди, как Даниил, как Иосиф, как Эсфирь. Божьи люди, которым приходится действовать и побеждать в обманчивом очаровании враждебного окружения. Такие люди сегодня принципиальны. Ведь процессы в “пост-христианском” обществе очевидны. Сначала отбрасывается вера, но сохраняется мораль и относительно праведные общественные институты. Потом искажается мораль, которая потеряла способность опираться на абсолюты веры. А затем и последняя стадия, когда начинают разваливаться общественные институты, и тогда на замену выброшенной веры приходит ее аналог, но уже из другого, темного источника. Это циклический процесс. Если раньше он завершал свой цикл в течение столетий, то сегодня речь идет о считаных поколениях. И люди, способные сами “усилиться и действовать, и вразумить многих”, ценны, как никогда.   

2 thoughts on “КАК РАСПОЗНАТЬ ЭТО ВРЕМЯ?”

Comments are closed.