АДВОКАТЫ

Принципы судебного разбирательства достаточно удивительны. Вместо логического вывода на основании представленных следствием доказательств идет борьба между обвинением и защитой; привлекается третья сторона присяжных; в итоге этих дебатов судья объявляет статью и меру наказания. Причем и в ней есть диапазон вариантов – в зависимости от обстоятельств. Один будет оправдан, другой отделается штрафом, а кто-то получит срок. Зачем вся эта борьба, когда выгоднее было бы по-простому: нарушил правило – получи соответствующее наказание? Объяснение очевидно: в судебном процессе всегда фигурируют не только “вещдоки”, но и неосязаемые аргументы. В первую очередь, это мотивы обвиняемого и влияние участников обвинения и защиты на решение суда.

Эти неосязаемые аргументы имеют огромное значение. На желании увидеть и понять мотивы действий построен интерес к детективным сериалам и триллерам. Зрители с интересом наблюдают за тем, как раскрываются мотивы поступков; как действуют следователи, проникая за фасад внешних обстоятельств; как строит свою защиту адвокат на основании этой картины. В хороших сюжетах итогом этих сложных и трудоемких действий становится победа добра над злом и восстановление справедливости. Более того, неравнодушное отношение адвоката тоже влияет на одобрение зрителей. Мы все внутренне хотим подражать образам борцов за справедливость, защитников людей, оказавшихся в тяжелых обстоятельствах. 

Интересен поворот этой темы для верующих. Желание защищать и бороться за справедливость доступно для любого из нас. В духовной реальности “адвокат” – это ходатай. Молитвенник. Заступник. Адвокат, по определению, это лицо, защищающее чьи-то интересы. Однако “адвокатская практика” ходатая имеет ряд серьезных отличий от мирской. Прежде всего, ходатаи работают в тесном сотрудничестве с уникальным “Следователем”. В Писании сказано: “Дух все проницает” и “наставляет на всякую истину” (см. 1 Кор. 2:10; Ин. 16:13). Значит, по нашей просьбе, Он способен высветить сердце и показать мотивы человека, о котором мы ходатайствуем. 

Это важная часть ходатайства: возможность не только проникнуть в мысли и чувства тех, о ком мы молимся, но и приложить к ним в единомыслии и сочувствии свое собственное сердце. Вам приходилось замечать, что иногда трудно ходатайствовать за кого-то, потому что не ощущаешь состояние того, о ком просишь? Один из лучших ходатаев, апостол Павел, так сказал об этом: “Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено” (2 Кор. 6:11). То есть, ходатайствуя о Коринфянах, он принимал их проблемы и переживания как свои собственные, он вмещал их в свое сердце. Он видел в этом ткань истинных отношений между братьями и сестрами по вере и потому призывал Коринфян к такому же поведению: “Вместите нас”! (2 Кор. 7:2). 

Еще одна часть ходатайства – это водительство Святого Духа в направлении молитвы. Это напоминает работу адвоката со следователем в той ее части, когда адвокат подает прошение об “открытии доказательств”. Для правильной защиты ему нужна полнота картины. Дух Святой – в ответ на наше ходатайство – часто показывает причины ситуации, в которой оказался человек. Тем самым Он сужает наш прицел ходатайства из широкой молитвы “за всё про всё хорошее” до конкретной нужды. Интересно, что водительство Духа идет в две руки: водительство мыслей и водительство чувств. Вы, скорее всего, обращали внимание на этот феномен во время ходатайства, когда в одно время приходит озарение о ситуации и чувствуешь, что вдруг “понял” то, что происходит. А в другое время, понимания нет, но переживания не уходят и чувствуешь, что надо продолжать молиться – пока не придет мир в сердце. Писание говорит, что это помощь нам, адвокатам-ходатаям, от Духа Святого: “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим 8:26). Принципиальное изменение происходит тогда, когда начинается умножение присутствия Духа. Он подхватывает наши “не летающие” мысли и чувства на свои мудрые и огненные – и возникает ощущение полноты. Полноты эмоций и возрастающей веры. Ведь, по существу, принцип ходатайства совпадает с определением веры – это “осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1). Но в случае с ходатайством это возвратно-поступательное движение. Мы делаем шаг в молитве к Богу, и Он делает шаг к нам (Иак. 4:8). И состояние нашего сердца меняется (см. Фил. 2:13).

Быть ходатаем нелегко. Просить вообще нелегко. Просить с правильными мотивами – особенно. Какой из рядов, начинающихся со слова “просить”, приходит вам в голову в первую очередь: “ПРОСИТЬ, ДОБИВАТЬСЯ, ИСКРЕННЕ УБЕЖДАТЬ, ПОБЕДОНОСНО ДОСТИГАТЬ” или “ПРОСИТЬ, ВЫПРАШИВАТЬ, КЛЯНЧИТЬ, ПОПРОШАЙНИЧАТЬ”? Если первый, то вы – ходатай по натуре. Для того, чтобы действовать в первом ряду, требуется мировоззрение ходатайства, совпадающее с Божьим. И, соответственно, воля делать шаги в эту сторону. Если этого нет, память услужливо подбрасывает надписи “Помогите несчастному, люди добрые” на картонках у бездомных или пикетчиков с плакатами, на которые равнодушно смотрят окна властных учреждений. Это живые символы мирской логики, которая говорит, что просить – значит расписываться в своем бессилии и зависимости. Поэтому в миру так популярен термин “self made person” – человек, который добился всего сам. Это импонирует. По плоти таким людям хочется подражать в их целеустремленности и независимости от внешней помощи. Но у Бога все не так: “Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных” (Ис 57:15). 

Необыкновенный пример адвоката-ходатая показал Иисус. Об этой Его миссии пророчествовал Исайя, когда передал слова Отца о Сыне: “Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и ЗА ПРЕСТУПНИКОВ СДЕЛАЛСЯ ХОДАТАЕМ” (Ис. 53:12). Подумать только: Бог, смирившийся до того, чтобы быть причисленным к преступникам, заступает остальных перед Богом… И не потому, что Ему это нравилось. Это никому не может нравиться как самоцель. Но Христос сознательно занял позицию силы смирения, так как на зависимости от Бога и висит ключ силы ходатая.

Глядя на Иисуса-Ходатая понимаешь,что в Божьем царстве вообще все ранжиры выглядят наоборот. Тот, кто важнее и умнее – более смирен и больше просит. Чтобы увидеть этот парадокс с Его участием, достаточно прочесть второй псалом. Там Давид дает одно из самых удивительных определений Христа-Ходатая. Отец помазал Своего Сына Царем на святой горе. Ему передана вся полнота власти, и Давид настойчиво предупреждает: “Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре” (Пс. 2:12). И вот этому помазаннику, который Сам сказал: “Дана мне всякая власть” (Мф. 28:18), Бог предлагает просить у Него: “Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе” (Пс. 2:8). Проси? Проси то, что было предназначено для Него еще до сотворения мира? (см. Кол. 1:16). Как так? Задумайтесь об этом! А сам Иисус на земле многократно повторял этот принцип и говорил о своем ходатайстве так: “Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего” (Ин. 11:42). Иисусу в радость просить в смирении и вере, и Он учит нас этому.

Мешает ли нам что-то занимать позицию адвоката-ходатая? Разумеется мешает. В отличие от уважаемой и хорошо оплачиваемой деятельности современного адвоката, библейский ходатай – это “волонтер”, действия которого практически не видны окружающим. Его офис и “судебная палата” – это тайная комната. Он не получает блестящего юридического образования. Его “университеты” – у ног Иисуса. Его действия диктуются не гонораром, а сопереживанием другим. Ходатаю надо действовать в невидимом поле по вере в то, что Судья действительно слышит и сопереживает. Духовный адвокат выполняет поручение Судьи ходатайствовать долго и упорно, даже в том случае, если Бог будет медлить с ответом (см. Лук. 18:1,7). А в довершение, хороший ходатай знает, что долгое и упорное прошение не должно вырождаться в механические просьбы. Молитвы ходатая должны идти из самой глубины сердца. “Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он…” (Иоил. 2:13). 

Задача ходатая непростая, но у нас хорошая компания!  Мы действуем в компании сильнейших, в коллегии Ходатаев, состоящей из Иисуса и Духа Святого (см. Рим. 8:27,34). Жару добавляет то, что наша защита выступает не против справедливого прокурора, а против “клеветника братий наших” (Откр. 12:10). Поэтому возможность находиться в перекрестии смирения и веры напоминает прицел Божьего оружия, направленного в невидимый мир наших противников. И наша молитва направляется в их сторону огнем молитвы Христа и Духа Святого, поддерживающих нас в этом занятии. Когда мы читаем царский, свадебный псалом 44, то часть описания Христа – это Его боевое оружие и воинская доблесть (ст. 4-6). Я убежден, что эти стихи говорят не только о Его судах во времена “великой скорби”, но и о том, что Он делает сейчас. Как Ходатай, Иисус защищает своих детей “ради истины и кротости и правды”, и острие Его молитвы – “в сердце врагов царя”. Именно в это занятие Иисус приглашает ходатаев с ожидаемой наградой радости: “Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (ст. 8).      

Наша радость в ходатайстве напоминает поток, в который вливаются многие ручейки. Один из ручейков радости ходатая – это его бесценное участие в жизни тех, кто стеснен и не может выбраться из тяжелой ситуации сам: “не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю” (2 Тим. 2:25-26). Часто “обвиняемые” не имеют средств для того, чтобы пригласить адвоката с хорошей репутацией, и вынуждены прибегать к защите гораздо более низкого качества. И результат обычно соответствующий. Но в духовном ходатайстве привлечение первоклассных Адвокатов всех времен и народов зависит только от верующего человека, решившего подвизаться в защиту другого. Наше собственное ходатайство и слабо, и холодно, и непостоянно. Но когда оно сплетается с ходатайством Иисуса и Духа Святого, которые любят “обвиняемого” больше, чем мы все вместе взятые, то на таком тросе его можно вытаскивать из ям непомерной глубины. Как говорит Писание: “И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл. 4:12).  

Мы продолжаем молиться об откровении ходатайства. Присоединяйтесь. Делитесь опытом. Задавайте вопросы. Да благословит Господь!