Так называемый “Символ веры” – это формула исповедания, принятая в основных христианских деноминациях. Среди прочих пунктов христиане исповедуют веру в единую, святую и соборную Церковь. “Соборная” (или “кафолическая”) – это Церковь, собранная по всему миру из поместных общин. Это духовное существо мы называем телом Христа, Его Невестой и другими красивыми именами. И обычно у верующих нет проблем любить Церковь единую, святую и всемирную. Проблемы начинаются тогда, когда мы отправляемся в поместную церковь.
Это чем-то напоминает казус, возникающий при чтении 1Ин. 4:20: “Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?”
Разве, по замечаниям многих, не очевидно обратное? Не любить “братьев” получается легко, достаточно лишь присмотреться к поведению некоторых из них. Вот и стараешься обойти их стороной. А Бога, при этом, любишь несомненно. Да и как Его не любить в ответ, когда Он само совершенство и сама любовь?
Казус.
Такая же примерно ситуация с Церковью всемирной и церковью поместной. Первая – прекрасная, чистая и святая. Вторая далека от совершенства, там иногда и обидеть могут, и ересь загнуть. А потому, легко верить в Невесту Христа, но гораздо сложнее в поместную церковь.
Этот казус постоянно использует сатана. Вновь уверовавший приходит в церковь в ожидании увидеть образ Божий во всем совершенстве, но сталкивается с несовершенными, земными людьми. (Хотя и рожденными свыше). Если вера побуждает его начать ревностно служить и внедриться в организационную структуру церкви, то разочарований может последовать еще больше. И тут как раз сатана лживо подсказывает этот знак равенства: “Если Бог совершенен, то и церковь должна быть Ему под стать. А тут что?”
Сатана действует как наперсточник, подменяя веру в Церковь духовную, всемирную, верой в конкретное поместное собрание. А поместное может быть прекрасным, но может быть и полумертвым. Как говорит апостол Павел: “в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении” (2Тим. 2:20). Если вера в Бога будет неразрывно связана с верой в свою поместную церковь, то сатана добился своей цели.
В этом варианте, разочарование в каких-то делах или членах собрания поместной церкви будет вести человека к отрицанию и претензиям. Сначала в отношении конкретных людей и дел, а потом и самого Бога. Эта лестница вниз имеет много ступеней. Она ведет от скрытой индифферентности к открытому бунту. И потому сегодня так часто слышна критика в адрес церкви. По всей длине лестницы. Начиная от того, что “эти проповеди не имеют никакого отношения к моей личной жизни”, и заканчивая прямыми обвинениями типа: “они выкачивали из меня деньги, лицемерили, скрывали грехи, – не хочу иметь ничего общего с ними, я верю сам в своего Бога и больше не подходите ко мне с вашими церковными собраниями”.
Это огорчение можно понять, так как есть слишком много реальных примеров неправедного (и зачастую покрываемого) поведения лидеров религиозных общин. Грех любого вида надо обличать, и бороться с ним. Но стреляя в недостатки поместной церкви, мы рискуем заодно прострелить и веру в Церковь святую и всемирную. Веру в Невесту Христа, которую Он возлюбил и “предал Себя за нее”. А отсюда – один шаг к ослаблению веры в самого Господа. К мысли о том, что “каков приход, таков и поп”.
Существуют рецепты противоядия. Поделимся здесь своими собственными:
1) Надо всеми способами бороться за сохранение своей веры. Это – главное. Мы призваны верить в Церковь единую, святую, всемирную. В Невесту Христа, которая готовит себя к встрече с Ним. Нельзя изолировать себя от Тела. И не стоит, наоборот, отождествлять этот чудесный образ со своим, пусть даже самым замечательным собранием. Нельзя думать, что “только в моем собрании, только в моей деноминации есть по-настоящему верующие люди”. Ведь Господь собирает свою Невесту из многих “мудрых дев”. Его глаза по-прежнему внимательно “обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему”.
Если где-то Он возьмет всю церковь, то в другом собрании Он может взять лишь часть. А то и вовсе несколько человек. (Об этом, собственно, Он и предупреждает в Своих письмах к церквям, см. Откр.2-3). Избранные Им, “побеждающие”, и есть истинная Церковь.
Поэтому, надо защищать эту сторону своей веры. Как сказал о себе апостол Павел: “Я хорошо боролся, я пробежал всю дистанцию и СОХРАНИЛ ВЕРУ” (2Тим. 4:7). (Представьте себе только, с чем ему лично приходилось сталкиваться в собраниях. Одни письма к Коринфянам чего стоят!)
2) Нельзя атаковать Невесту Христа. Обличая ситуации поместного собрания, не стоит делать даже косвенные обобщения в адрес Церкви. Христос возлюбил ее, умер ради нее; Он по-прежнему питает и греет ее. Она есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (см. Послание к Ефесянам).
Христа волнует каждый верующий в Него – от мала до велика. Если опытный верующий, проходивший испытания и получавший удары, сможет взвесить и правильно использовать критику, то неокрепшее в вере сердце может получить смертельный удар. Может произойти то, что называется “выплеснуть с водой и ребенка”. Мы призваны молиться и созидать, а не разрушать Церковь, Тело Христово (см. Ефес. 4:12).
3) Стоит применять принцип “брать хорошее и не брать плохое”. В каждом собрании, какое бы оно ни было, обычно есть много ценного. Свет и во тьме светит, и тьма не объяла его. Стоит фокусироваться на духовном и не позволять негативу разъедать собственное сердце. Так же и в обратную сторону: давать в поместную церковь только хорошее и не давать плохого.
(Конечно же, есть оговорка. Неразумным будет доводить фразу “не будем оставлять собрания своего” до абсурда. В этом месте мы возвращаемся к рецепту №1. Не стоит посещать собрание, если оно разрушает нашу веру. Если учение не совпадает с Божьим Словом, а слово не совпадает с поступками, и угол этого несовпадения зашкаливает, – пора спасать свою веру. И менять “собрание свое”.)
Этот принцип напрямую связан именно с верой в единую, святую, всемирную Церковь. Если мы верим в нее и служим ей, то в любом собрании мы можем быть хорошим приобретением. В одном или в нескольких. Если наш духовный дар лучше всего приносит плоды в каком-то конкретном служении, то мы сделаем правильно, применяя его там. Другой дар или возможности могут благословить служение другого собрания. И это замечательно.
Таким образом, мы истинной любовью все возвратим в Того, Который есть глава Христос, “из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви” (Ефес. 4:16).
Мы поделились своими мыслями на эту тему. А что помогает вам сохранить веру, когда вы сталкиваетесь с очередным провалом и несовершенством в церквях?
Приветствую вас. Вы ничего не пишете о роли пастора, это другая сторона проблемы. Я часто сталкиваюсь (да и сама так поступаю), когда собрание идентифицируется с пастором: я хожу к Петру Николаевичу или собрание Николая Петровича. Зная пастора, его веру, убеждения и политику руководства, можно заранее определить, какое здесь собрание и чем оно живет. Это и хорошо, и плохо. Любая власть развращает, к сожалению. И выстоять любому служителю в этом развращении можно лишь в Духе Святом.