В Писании есть три архетипа сыновей. В известной притче есть “младший сын”, он же “блудный”. И есть “старший сын”, он же “праведник”, хотя и без восторженного образа мыслей (см. Лк. 15:11-32).
Еще в Писании есть Единородный Сын. Тоже праведник, но радостный. Как говорит о Нем Писание: “Ты ВОЗЛЮБИЛ ПРАВДУ и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем РАДОСТИ более соучастников Твоих” (Пс. 44:8).
Мы, являясь духовными сынами, можем пронаблюдать, как наша жизнь напоминает постоянные переходы из одного состояния в другое. Переходы между одним архетипом и другим.
Проще всего с движением между “блудным младшим” и “устойчивым старшим”. Легче прийти к Богу с правильным умонастроением после провала. Все хорошо и просто. Провалился, огорчился и пришел к Тому, Кто простит, ободрит и откроет новые двери. Чудесная стезя. Из глубины огорчения – прямо к трону милости и благодати.
А потом наступает период, когда старательно живешь хорошо и правильно. Как Иов. Ну, может быть, не совсем, как Иов, но все же стараешься. И, что интересно, удается ведь какое-то время! И тут, натурально, возникает мысль: “А, все-таки, смотри, на что я способен!” А когда удается сделать что-то особенно правильное, духовное, потребовавшее больших усилий, то, по окончании, возникает чувство заслуженного удовлетворения. И понимание, что теперь можно расслабиться и отдохнуть.
И в этот момент из-за угла выходит враг с большим распылителем эмоций. Чтобы, так сказать, зацементировать чувство удовлетворения праведника. Грустная картина. Потому что отдых почившего на “лаврах праведности” может привести к провалу. К чувству, с которым фарисей молился в Храме: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…” (Лк. 18:11). К чувству, с которым старший брат не хотел радоваться возвращению младшего (см. Лк. 15:29-30). “Падению предшествует надменность” (Пр. 16:18) – поэтому, грядет момент падения. И, чем выше “взлетел”, тем больнее падать. Дальше дело в реакции. Если сердце не успело очерстветь, то будет покаяние и опять приход к Богу из положения “блудного сына”. И чудесная дорога вверх.
А вот с перемещениями между “старшим” и “Единородным” – сложнее. Вроде бы оба праведники, но один радостный и смиренный, а второй самоправедный и недовольный. Разница в том, что первый ЛЮБИТ правду, любит делать то, что правильно, и получает от этого радость и удовольствие. А второй СОГЛАШАЕТСЯ с правдой и делает то, что он знает правильно делать, но сердце его не там. Он, конечно, получает радость и удовольствие от хорошо сделанного дела. Но не потому, что это удовольствие для Отца и радость в Его семье, а потому, что удалось добиться самому хороших результатов. Как бы сказать в итоге Отцу: “Видал? А я ведь лучше, чем они!”. А внутри гложет неудовлетворенное желание получить “козленка” и пойти “повеселиться с друзьями” (см. Лк. 15:29). Совсем другое настроение.
И вот эти переходы в духовной жизни от “Единородного” сына к “старшему” не обнаружить извне. Они происходят внутри, незаметно, когда удовольствие от самого Бога и желание к Нему ослабевают, но остаются привычные праведные дела. Перестаешь любить то, что делаешь, и приходить от этого в восторг. А ведь Бог создал нас людьми, которые полноценно живут только в состоянии поклонения и восторга. По образу и подобию Того, у Кого “полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15:11). И когда эти чувства тускнеют, мы съезжаем сначала в ботинки старшего брата, а затем и младшего.
Быть в положении старшего праведного сына лучше, чем в положении блудного младшего. Но долго в нем не удержаться. Сердце ожесточится, и все равно свалишься. Единственный путь – это ежедневно и страстно молиться о том, чтобы жить в первой заповеди – “любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью” (Мк. 12:33). Мы сами этого не можем, но Он может двигать нас вверх: “потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Флп. 2:13). И хотение, и действие… Спасибо, Господи! В конце концов, мы преобразимся в “мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:13). В этот прекрасный момент мы перестанем колебаться между сынами. “А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь” (Еф. 3:20-21).