Давайте разберем основные принципы назорейства, пользуясь главным мостиком-преобразователем между Новым и Ветхим заветами – стихом 1 Кор. 10:11:
1Кор.10:11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
То, что было указано в законе Моисеевом, имеет духовное отображение для верующих Нового Завета. Мы не под законом, но благодать помогает нам не только выполнять закон, но и превосходить подзаконных, получая исключительные преимущества в духе (Мф. 5:17; Ин. 14:12). Давайте посмотрим, как этот стих-преобразователь открывает для нас закон о назореях, описанный в книге Чисел.
Прочтите Чис. 6 и сделайте для себя вариант переложения правил для назореев Ветхого Завета в учение для назореев Нового Завета. Давайте выделим четыре положения назорейства, которые можно применять и в наши дни:
1. ПОСВЯЩЕНИЕ. Закон устанавливал свидетельство посвящения: человек, бравший обет, обязывался не стричь волос во время действия обета.
Чис.6:5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его…
Можно вспомнить образ назорея Самсона (Суд. 13:5), у которого физическая сила пропадала, когда ему остригали волосы, и возвращалась, когда они начинали отрастать (Суд. 16:19, 22, 30). Аналогия с Ветхим заветом очевидна: ежедневно отраставшие волосы служили свидетельством ежедневного исполнения взятого обета. Апостол Павел, например, буквально выполнял обет назорея, пока был полтора года в Коринфе, где он особенно нуждался в духовной силе (Деян. 18:1-18). Его посвящение было видно всем – и его последователям, и его врагам.
Деян.18:18 Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию… – остригши голову в Кенхреях, по обету…
Современный назорей может свидетельствовать любым видимым Господу образом о том, что он отделен Господу на время своего назорейства.
Какой вариант вы бы выбрали для себя?
Даже ведение обычного молитвенного дневника может служить подтверждением договоренности с Богом. Факт того, что вы записываете в нем результаты выполняемого посвящения, служит как бы постоянно «отрастающими волосами». Если вас интересует именно символ посвящения, то можете на каждой странице писать номер текущего дня завета. Если же вы чувствуете, что требуется подотчетность во время выполнения завета, то можете ежедневно посылать текстовые сообщения своему духовному куратору.
2. ОТКАЗ ОТ ГРЕХА. Повторим еще раз – назорейский образ жизни создает правильные условия для приближения к Господу и усиливает нашего внутреннего человека.
Пс.104:4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
Поэтому непременным условием посвящения для назореев был отказ от всякой формы греха:
Чис.6:66 Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу…
Для современного назорея это требование также сохраняется в духовной реальности. Ничто «мертвое в духе» не должно попадать и, тем более, оставаться в сердце назорея.
2Кор.7:1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Гал.5:9 Малая закваска заквашивает все тесто.
Как бы вы определили для себя аналог запрета на «приближение к мертвому телу»?
Каждый из нас может, помолившись, написать для себя тот вид «нечистого», которого надо больше всего избегать во время обета посвящения. Хорошей подсказкой, в любом случае, служит Гал. 5:19-21.
3. ОТКАЗ ОТ ХОРОШЕГО В ПОЛЬЗУ ЛУЧШЕГО. На этой части обета посвящения мы должны сосредоточиться больше всего, так как она наиболее сложна для исполнения. В случае с греховными мыслями, словами и делами, картина представляется для нас достаточно черно-белой. Приближающийся грех очевиден и задача ясна: убрать его немедленно. Однако, есть приятные вещи и занятия, в которых нет ничего греховного. Они достаточно хороши сами по себе. Нет ничего скверного в том, чтобы вкусно поесть в кафе, посмотреть комедию, провести пару часов в спортзале, поработать с увлечением допоздна и т.п. Однако назорей, на время посвящения, отказывается от плотских удовольствий, чтобы добиться усиления себя в духе и углубить отношения с Господом.
Закон о назореях дал нам прообраз этого принципа:
Чис.6:4 … во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.
В самом винограде, конечно же, нет ничего плохого. Здесь он приведен в пример, как символ удовольствия, как нечто приятное, от чего человек сознательно отказывается в надежде получить духовное наслаждение, приходящее исключительно из отношений с Господом.
Оцените для себя мысленно те действия, которые доставляют вам вполне праведное удовольствие, но которыми вы бы согласились пожертвовать в случае назорейского посвящения.
а/ Чем бы вы были готовы пожертвовать для усиления своего внутреннего человека?
б/ Чем бы вы были готовы пожертвовать ради ответа на важную молитву или для достижения цели?
Очень часто мы быстро соглашаемся пожертвовать своими удовольствиями в случае большой нужды. А вот принести жертву ради усиления внутреннего человека готовы далеко не все. Но настоящая награда ожидает именно таких молитвенных воинов.
1Кор.9:25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.
4. ДОВЕРИЕ ПОСТОЯНСТВА. Назорейство – это путь в близкие отношения с Богом и отношения эти выстраиваются постепенно. Соблюдая требования Божьи, назорей все больше открывается в своем сердце Богу и все больше принимает от Него. Поэтому, возрастающее доверие зависит от постоянства этих отношений. Если доверие было нарушено, то назорею предстоит добиваться его заново, выстраивая отношения посвящения «с нуля». Этот принцип был заложен в законе Моисеевом:
Чис.6:8-9, 12 … во все дни назорейства своего свят он Господу. 9 Если же… нечаянно… он осквернит… голову назорейства своего: то… 12 должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего…прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено.
Приходилось ли вам «срываться» во время поста и, если «да», то каковы были последствия?
Прощение грехов дается мгновенно в момент покаяния, а вот восстановление доверия – это процесс. Доверие выстраивается и проверяется. Но каждое отступление, сопровождаемое истинным покаянием, «печалью ради Бога» (2 Кор. 7:10-11), закаляет и приближает нас к Богу. Посвящение истинного назорея возрастает, а не убывает, если он спотыкается.
Рим.14:4 … Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Давайте подведем важный для нас итог: наш внутренний человек может усиливаться и входить в более близкие отношения с Господом – благодаря сознательно практикуемому посвящению по принципам назорейства. Краеугольным камнем служит постоянство сознательного отказа не только от греха, но и от «не греховных» удовольствий и занятий с целью приближения к Богу и духовного усиления. Назорейство – это сугубо добровольная и индивидуальная практика, требующая водительства Духа.