НА ДВУХ СТУЛЬЯХ

Апостол Иаков дал нам всем хорошую загадку, утверждая, что не может из одного  источника течь и сладкая, и горькая вода. Не может сходить с языка благословение Богу и проклятие людям, как не может инжирное дерево приносить маслины (см. Иак. 3:11-12). Вполне очевидное наблюдение. Однако, Иаков говорит, что именно так мы и делаем, и никто не в состоянии управлять “отверстием”, из которого льется и то, и другое. 

Ответ на загадку есть. Речь идет о “раздвоении” личности. В один момент времени человек видит, думает и говорит одно, а потом может тут же начать видеть, думать и делать полностью противоположное. Два человека. Один плотский, другой духовный. Один внешний, другой внутренний. Этой теме апостол Павел посвятил немало слов. Учение о том, как “дух плоти противится” и как “жить по духу”, составляет основу христианского назидания. Но есть одно следствие совместного проживания двух этих “человеков”, которое может сослужить особенно дурную службу. Речь идет о двойном зрении. А именно, когда плотский человек видит одно, а духовный, глядя в эту же сторону, видит и понимает ситуацию иначе. 

В привычном понимании, когда два глаза видят с двух сторон один и тот же предмет, возникает эффект стереозрения. Мы видим объемную, а не плоскую картину. То есть, сложение двух “видений” дает существенно лучший результат. Но в духовной реальности сложение плотского и духовного видения дает обратный эффект. Бог сказал, что когда одни глаза открываются, другие закрываются (см. Быт. 3:5,7). То есть, когда открыты духовные глаза, то человек слеп плотским зрением. Если открыты плотские глаза, то человек слеп зрением духовным (см. Ин.12:40, Ис. 35:5). Собственно, об этом и говорит апостол Иаков. 

Что же происходит при раздвоении личности? Давайте вникнем в поступки человека, чья жизнь служит яркой иллюстрацией феномена. Это Лот,  племянник Авраама. 

Ко времени событий, описанных в Быт. 11-19, Лот провел немало времени с Авраамом, придя с ним в землю ханаанскую, а потом спасаясь от голода в Египет. Все это время Авраам, видимо, был для него заменой умершего отца. Лот мог бы остаться в Харране  с другим своим дядей, Лаваном, но он отправился с Авраамом в землю, обещанную Богом. Наверное, здесь была и тяга к приключениям, но, так или иначе, Лот доверял Аврааму. И для этого были основания. Стефан свидетельствовал, что Бог открылся Аврааму на его родине, в Месопотамии, еще до того, как вся семья его отца, Фарры, отправилась в путь (Деян. 6:10,15; 7:2-4). Обратите внимание на это. Бог проговорил к Аврааму, и все семейство его отца Фарры, покинуло родные места (Быт. 11:31). Судя по этому факту, Авраам пользовался достаточным уважением в семье. В Египте, где Лот имел возможность быть свидетелем удивительных чудес, у него также было достаточно оснований для веры в то, что Авраам идет под Божьим водительством. И вот, Лот со своим дядей возвращается в ханаанскую территорию, обещанную Аврааму. 

К этому моменту Лот богат и холост. Вскоре ему предстоит выбрать место, где он пустит корни. И вот тут Лот впервые заявляет о себе, как о человеке с двойным зрением. Он способен видеть духовно. (Не вдаваясь в теологические подробности, можно просто констатировать факт того, что, когда к нему приблизились два ангела в человеческом обличьи, он мог сразу же определить их ангельскую сущность (см. Быт. 19:1)). Эта пара глаз у него была зоркой. Но и вторая пара глаз у него тоже не затуманилась. Вот что он видит: “Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская” (Быт. 13:10).

Вроде бы одно видение не противоречит другому. Лот может видеть духовно, а тут предстает перед ним картина, похожая на Эдемский сад. Ну кто бы не выбрал ее?

Однако, Бог тут же показывает конфликт:  “…и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом” (Быт. 13:11-13). Вот и принципиальное решение, в котором видение плотское берет верх над видением духовным. Лот мог бы поселиться поблизости от Авраама, Божьего человека, который был ему защитой и лидером, но он селится среди грешников, – потому что земля их богата. Как сад Эдемский. Только это не сад Эдемский, как видят то глаза внешнего человека. Это сады зла и греха, как видят то глаза духа. 

Как ни огорчительно, но такой поворот событий в жизни может стать определяющим для любого современного верующего. Так же, как и Лот, можно понадеяться, что такой выбор на меня не повлияет. И даже допустить: “Это, наоборот, я на них смогу повлиять своим примерным образом жизни”. Проверочный вопрос простой: что есть главный мотив такого решения? Повлиять на грешников или поучаствовать в их благосостоянии? Если справедливо второе, тогда первое –  самообман. 

Молитвенное отступление. “Пройдитесь” молитвенно по тем решениям, которые привели вас к status quo, в котором вы сейчас живете. Были ли среди них конфликтные ситуации, где приоритет был выбран ошибочно? Это было сделано сознательно или был допущен самообман?

Вскоре мы видим результат этого выбора. Авраам строит жертвенник Богу в Мамре, возле Хеврона, а Лот, отделившись от него, вскоре будет угнан в плен. Этот факт обычно пропускается, но на него стоит обратить внимание. Та вожделенная территория, на которую он соблазнился попасть, была 12 лет в порабощении у северных царей. И Лот оказался  там аккурат в момент бунта одних нечестивых царей против других. Последствия бунта были печальны, так как имущество Лота разграблено, а сам он угнан в плен. Впрочем, вскоре он был освобожден. Опять же благодаря вмешательству дяди. Авраам, с тремя сотнями людей (существенно уступая в численности врагам), был способен преследовать и разгромить царей-победителей и освободить Лота. А по дороге домой второй раз возникает ситуация конфликтного видения и последующего выбора. Давайте всмотримся в эту картину с двойным контуром. 

Все имущество, украденное у южных царей, было отвоевано обратно Авраамом. Лот был освобожден, и всё, что ему принадлежало, включая людей, снова оказалось в его распоряжении. Судя по итогам, он должен был быть весьма благодарен своему дяде. По дороге домой их встречает царь Салима, Мелхиседек, который благословляет Авраама. Авраам дает ему десятину, как священнику Бога всевышнего. Совсем другое отношение дядя выказывает начальству Лота, царю Содома: “…даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама” (Быт. 14:23). Разительный контраст, который должен был бы многое сказать Лоту. Особенно учитывая предысторию. Один – священник Бога всевышнего, второй – злой грешник. Теперь, что же делать Лоту? Возвращаться в Содом или перемещаться обратно к дяде в сторону Хеврона и Салима, где правил Мелхиседек?

Молитвенное отступление. Обычно Бог дает человеку несколько шансов, чтобы отвести его от ямы, в которую он собирается упасть (см. Иов. 33:29-30). Знаете ли вы о такой последовательности напоминаний в вашей духовной жизни? Как вы поступили при первой возможности принять правильное решение и при второй? Какой сделали вывод?

Лот выбирает Содом второй раз. Разумеется, его мотивы  – отнюдь не нырнуть в это гнездо греха. Напоминаем, Лот – праведный человек (см. 2 Пет. 2:6-8). 

Однако, скорее всего, у него остался там уже налаженный бизнес, хозяйство, торговые связи, партнеры. И Лот возвращается в Содом… После второй развилки, на которой сделан ошибочный выбор, наступает второй сезон в жизни праведника, который становится тяжким испытанием для него. Лот женится и обзаводится семьей. В Содоме. Просто скажите вслух “Праведный Лот обзавелся семьей в Содоме”, и больше ничего не надо комментировать. У него рождаются, растут дочери. Растут дочери в Содоме! Но Лот не воспринимает это так трагически. Наоборот. Очевидно, что пожиная плоды уважения за счет победы Авраама, разбившего врагов содомского царя и вернувшего ему все унесенные ценности, Лот становится важной персоной в этом городе-царстве. Он богат, уважаем, он “сидит у ворот”. В скором времени дочери его собираются выйти замуж за достойных женихов города. Конечно, он по-прежнему пришелец, но здесь он женился, здесь выросли его дети. Он – свой человек.

Чтобы это не выглядело явной иронией, стоит сказать, что Содом не был цитаделью открытого насилия и разврата. Об этом говорит хотя бы тот факт, что взрослые дочери Лота были к моменту обручения девственницами (Быт. 19:8). Главный грех Содома был в другом, в “гордости, пресыщении и праздности, и она (Содом) руки бедного и нищего не поддерживала” (Иез.16:49). То есть, люди были настолько обеспечены, настолько считали это своей заслугой, что основным интересом этих “заслуженных” людей были все мыслимые удовольствия, которые богатый и праздный  образ жизни позволял им. Исключительный эгоизм был корнем их зла. Плоды зла тоже не задерживались, и потому вопль из несчастных сердец поднимался к Богу с такой силой, что терпеть уже не было возможности… 

Давайте вернемся к Лоту. Почетному гражданину Содома, сидящему у ворот. Этот человек – праведник, сделавший вторую принципиальную ошибку и зацементировавший ее. Все эти годы он видит духовными глазами происходящее безобразие, которое на поверхности выглядит вполне презентабельно и даже роскошно. Он мучается в сердце: “сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные” (2 Петр. 2:8). И при этом сидит у ворот. Раздвоение личности. Этот раздрай в душе был горькой участью. Может быть, поэтому, завидев пришедших ангелов, Лот бросился к ним навстречу и “сильно упрашивал их” остановиться у него на ночлег (Быт. 19:1-3). Он не знал цели их визита, но, должно быть, весьма скучал по друзьям Авраама. 

Молитвенное отступление. Приходилось ли вам долго жить “у шатров Кидарских”, когда в угоду другим соображениям вы живете не той духовной жизнью, которой бы хотели? И при этом понимаете, что такое положение – не козни врага, а, во многом, результат собственных поступков? Обращали ли вы внимание на то, что ваша духовная эффективность в таком положении страдает? Прислушайтесь к тому, что Дух Святой показывает вам. Куда Он направляет вас? 

В этот день начинается третий тяжелый период жизни праведного Лота. Он узнает о миссии ангелов: Содом должен быть уничтожен. Представьте себя на месте Лота. Ваши гости говорят вам о том, что город, в котором вы живете, будет уничтожен в ближайшие часы. И вы им верите. Они – капитаны команды истребления, и вам остается несколько часов, чтобы успеть схватить самое необходимое, и “унести ноги”. Если когда и начинается паника, то в этот момент.

А события при этом разворачиваются все стремительней. Не успел Лот начать действовать, как “весь народ со всех концов города” окружает дом Лота и требует выдать гостей для сексуальных “игрищ” с ними (см. Быт. 19:4). Этот момент – лакмусовая бумажка зла и удар по многим иллюзиям Лота. Практически все, в том числе и самые достойные и богатые граждане, в поисках утех уже пресытились имеющимся ассортиментом и теперь желают “играть” с гостями. Зло грешников наверняка подогревается и сверхъестественным образом в этот момент. Чем еще, как ни ненавистью к Божьей праведности в ангелах, можно объяснить тот факт, что собираются для насилия все без исключения жители города? (Очевидно, что праведность Лота не слишком беспокоила демонов, получивших территорию этого города, однако они с ужасом распознали невидимое, но мощное сияние славы праведных ангелов. Поскольку одержимость, судя по всему, в этом месте была уже хронической, в городе в этот момент начинается массовое безумие). 

Разбиваются иллюзии Лота об уважении не только к знатным людям города, но и к нему лично. Когда он попытался противостать своим друзьям и партнерам в их попытке изнасилования, они сказали: “…пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь” (Быт. 19:9). Самообман закончен; клыки зла с ревом оскалены. Будь на месте Лота самый одаренный евангелист, в этот момент и он не смог бы воззвать к этим людям о покаянии перед истреблением.Тем более Лот, который хотя и мучился все эти годы, но “мучился в праведной душе”, то есть про себя. 

Впрочем, самому Лоту была дана большая благодать: “И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления” (Быт. 19:29). Согласитесь, здорово иметь друзей Бога в своих друзьях! Бог вспомнил об Аврааме. Увы, не оказалось в городе десяти праведников, чтобы отменить истребление, но об Аврааме Бог помнил. И потому Лоту был дан пропуск на выход. Не только ему, но и всей семье была дана возможность спастись (см. Быт. 19:12). Велика милость Божья. По милости к Аврааму и Лоту этим грешникам тоже был дан шанс на спасение. 

И вот Лот, проинструктировав семью о бегстве, идет к женихам своих дочерей, чтобы спасти их. Какой отец разобьет сердце своей дочери, не попытавшись спасти ее жениха?! “И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит” (Быт. 19:14). Если до этого у Лота могли быть какие-то остатки иллюзий о том, что его праведная жизнь была свидетельством для неверующих, то в этот момент они были полностью сокрушены. Зятьям показалось, что он ШУТИТ! Скорее всего, эти парни относились уважительно к Лоту как к богатому бизнесмену. Очевидно также, что они относились к нему уважительно, как к отцу девушек, с которыми были обручены. Но ведь они ничего не слышали о Боге раньше, поэтому сейчас, тем более, не собирались уважительно слушать, когда речь вдруг зашла о Нем. Кто это такой? С какой стати появляется посреди ночи взбудораженный знакомый и требует бежать из города, мотивируя тем, что город будет немедленно уничтожен? Если он не пьян, то, посчитали они, – это розыгрыш. Ведь в  отношении уважаемого человека предполагать, что от сошел с ума, – некорректно. Поэтому парни сделали логичный вывод. Лот просто шутит. И вслед за этим сгорели в Содоме. Праведность в упаковке компромисса никому не видна. И сигналу тревоги пророка в камуфляже не поверят в минуты опасности.

Молитвенное отступление. Натыкались ли вы на проблему недоверия со стороны неверующих? Не по причине их ожесточения, а вследствие образа жизни “подпольного христианина”? Прочтите 1 Пет. 3:15-16 и помолитесь, чтобы Господь взвесил вашу жизнь на весах этого стиха сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно. Сделайте практические выводы.

На этом испытания Лота не закончились. Он оказался перед третьей развилкой, у которой надо было делать принципиальный выбор. В этот момент ангелы торопили его уйти, чтобы они могли истребить город: “…спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт.19:17). Вдумайтесь в сказанное. Они говорят не только о жизни, но и  о душе Лота. Отсюда указания “не останавливаться”, “не оглядываться”, “спасаться на гору” – из этого котла греха. Но праведный Лот так прикипел сердцем к Содому, что ангелам приходится чуть ли не силой выводить Лота с семейством за пределы города (см. Быт. 19:16). Более того, привязанность к этому месту по-прежнему настолько сильна, что Лот вступает в совершенно нереальные переговоры с ангелами о направлении бегства. Нереальные, потому что он убеждает их пощадить один из греховных городов (небольшой по численности), где ему будет правильно и удобно  жить! Когда ангелы указывают, что ему, чтобы спастись, надо бежать на гору, он отвечает: “я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда…” (Быт.19:19). По существу, его “душевные мучения” не смогли преодолеть привязанность к богатым городам, полным удовольствий. Они вообще исчезли из рассмотрения в тот момент. Выбор был сделан. Можно только удивляться верности Божьей праведному Аврааму, когда ангелы согласились на просьбу Лота.

И, напоследок, страшная часть третьего, смертельного выбора. Вся дискуссия с ангелами шла в присутствии жены и дочерей Лота, которые были “плотью от плоти, кровью от крови” содомлян. Там прошла вся их жизнь. Там остались их друзья, родители, женихи, родственники. Там были комфорт и радость. Очевидно, что им было что добавить к словам Лота, который старался выторговать хоть какую-то приемлемую замену уходящему. Рвется сердце на куски. Страшно покидать насиженное место.

Если бы Лот не был заодно с ними, он бы спас их. Пойди он на гору сам, и заставь жену и дочерей делать то же, они бы спаслись. Если веришь тем, кто пришли оказать тебе последнюю милость, то действуй! Но как же действовать, когда сердце вбито как свая в истребляемое место? Результат не замедлил. Жена обернулась к покидаемой родине и погибла, превратившись в соляной столб. Дочерей ожидала еще худшая участь. Когда Лот убежал в Сигор и пришел немного в себя, он увидел факты, о которых говорили ангелы. Ведь это его гости истребили основные города пятиградия. Погибли все друзья и родственники жителей Сигора в этой земле. Лот осознал, что возможно возмездие, испугался и бежал на гору (Быт. 19:30). На ту самую гору, на которую пойди он сразу, семья могла бы сохраниться и начать жизнь заново. Ужас и безнадежность всего происходящего сказалась на его дочерях. Они посчитали, что, если и уцелеют от мести окрестных жителей на горе, прячась в пещере, то с ними, как с девушками “на выданьи” и подавно никто и никогда не будет иметь дела (ст. 31). Последовавший инцест положил начало мерзости моавитян и аммонитян, ставших врагами Израиля (см. Быт. 19:31-38 и  Ездр. 9:1). Так закончилась история Лота, праведника, жившего во время истребления Содома, Гоморры и окрестных городов.

Молитвенное отступление. Приходилось ли вам наблюдать эффект, который оказывает глава семейства на остальных ее членов? Насколько умножаются в них праведные и неправедные качества? Помолитесь, если видите применение в вашей жизни. Цепь родового греха может быть разорвана вашей судьбой. 

Жизнь праведного Лота вызывает желание не критиковать, а посочувствовать. Это пример погибших возможностей добра и искалеченного будущего его потомков. Библия дает нам этот образ, как инструкцию во времена драматических изменений. Недаром Иисус сказал: Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову (Лк. 17:28-32).

Мы хотим поделиться выводами, которые сделали для себя. Итак:

1.  Надо постоянно следить за двойным зрением и раздвоением своих желаний. Наблюдать за собой в том, что мы видим и как вы реагируем на это. Иисус сказал: “Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:22-23). Оригинал слова “чисто” означает “один, единственный”. Это слово происходит от отрицания слова плеко – “свивать, сплетать вместе”. То есть, наше духовное зрение не должно сплетаться с плотским. 

2.  Когда вы попадаете “на развилку”, рассмотрите картину духовными глазами. Потом лишь открывайте плотские. “Все испытывайте, хорошего держитесь” (1Фес 5:21). И несколько слов дополнительно: нет ничего плохого в зарабатывании средств. Авраам, скорее всего, был более богат, чем Лот. Но (!) “…когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс.61:11).

3.  Не надо бояться принимать принципиальные решения. И не надо искать “из двух зол меньшее” в качестве альтернативы. Надо исправлять ошибки, пока не поздно. Возвращаться на правильный путь с каждой развилкой будет все труднее. Насколько проще было бы Лоту на первой развилке по сравнению со второй, и на второй развилке по сравнению с третьей! Пройдитесь еще раз для себя по всем трем и сделайте выводы. 

4.  Нельзя замалчивать веру! Мы не “шутим” (особенно в такие времена) и не хотим, чтобы наши свидетельства воспринимались как “шутки”, которые будут стоить людям жизни!! Наше свидетельство – это, в первую очередь, наш образ жизни, но и наши слова имеют огромное значение (Рим. 10:14).